Главное

Лоббисты отбирают краболовы у верфей Дальнего Востока

Андрей
Горяйнов
Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» о том, как разговоры о развитии ДВ остаются разговорами
Я помню, как всё начиналось, всё это уже тогда было не впервые и не вновь. Сколько надежд кораблестроители Дальнего Востока связывали с проектом «квоты под киль» - не прошло и трех лет бумажной возни и все они оказались напрасны, ни одна верфь региона за всё время их действия не получила даже одного заказа. Сейчас разворачивается вторая серия этого «балета», теперь уже с краболовами.
Целиком и полностью согласен, что в сфере добычи этого ценного ресурса надо что-то менять, в этой отрасли крутятся огромные суммы в валюте, в то же время весь флот стар, безопасность экипажей не на должном уровне и ещё много-много вопросов.

Итак, всё началось в прошлом году с утечки в сеть некоего документа о переделе рынка промысла крабов. Слух то подтверждался, то опровергался, но обрёл форму в виде проекта постановления, с трудом и спорами протиснулся через слушания в ГосДуме и вот в апреле 2019 года правила игры поменялись.
Что ожидалось: как подсчитали эксперты, от крабовых аукционов бюджет РФ получит дополнительно 82 млрд рублей. К участию в торгах допустят только компании с регистрацией на ДВ - вполне логично, плати налоги там, где работаешь. Право на добычу даётся на 15 лет, но за 5 лет с момента приобретения квоты обязан построить новые добывающие суда на дальневосточных заводах, иначе договор расторгается. В теории выходило, что все будут в плюсе - кроме «старых» легальных и не очень промысловиков. И вот процесс пошёл, только совсем в другую сторону.
ЭксклюзивЭкономика
Росрыболовство предложило к обсуждению изменения в законодательстве
08 февраля 2019, 12:00 0


 Как по этому поводу высказался один знакомый, «этот разворот - фактически плевок в лицо всему Министерству по развитию ДВ, его куратору Юрию Трутневу и даже нашему президенту, который не раз заявлял о приоритетном развитии Дальнего Востока и промышленности региона».
Вы внимательно следите за руками? Начало июня-2019, глава Росрыболовства Илья Шестаков провёл видеоконференцию с регионами по поводу предстоящих крабовых изменений. Один из вопросов в официальном пресс-релизе упомянули вскользь, обозначив «избыточность требования строить краболовы для Дальнего Востока на дальневосточных верфях». 
Чиновник заявил, что в ведомстве обдумывают возможность «пойти на компромисс» и на Дальнем Востоке заказать только половину из общего объема заказов по краболовам в 31 судно. Также Шестаков считает (и кто это ему такое сказал?) что в нашем регионе, цитата, «недостаточно компетенций по строительству таких судов» и что рыбаки не верят, что суда в таком количестве на Дальнем Востоке будут построены. ФАС, в свою очередь, выступила с мнением - привязка к региону ущемляет конкуренцию.  
Что же вышло: правила игры изменили в ходе длительных – больше года - споров и взаимных уступок, записали всё в документ, провели бумагу через Думу и всего через два месяца заюлили: ой, мы сомневаемся. Тридцать пароходов за пять лет это, конечно, не фунт изюма. Но варианты решения проблемы есть - например, сотрудничество с китайскими партнёрами.
ЭксклюзивЭкономика
Закладку новых краболовов в Хабаровске тормозят споры вокруг распределения квот на добычу в Москве
27 января 2018, 10:00 0


 Это известно немногим, но на Хабаровский судостроительный завод приезжали представители крупнейшей мировой кораблестроительной фирмы «Чайна Шипбилдинг Индастри Корпорейшн», они осмотрели мощности и оборудование и после анализа выдали расчёты: верфь способна выйти на объём производства в восемь краболовов нужного типа и оснастки за год.
Необходимое пояснение для гуманитариев из Росрыболовства и Минпромторга - это 40 штук за пять лет, на 9 больше прописанного в постановлении. Для этого - на первое время - понадобится работа около 120 специалистов из КНР, сварщиков, сборщиков и инженеров, позже обучатся и наши люди. Этот вариант был просчитан и предложен «Объединённой судостроительной корпорации» ещё год назад – то есть, с заказом, при относительно небольшом участии иностранцев, может справиться даже один завод в Хабаровске!
А ведь ещё 10-12 судов может взять на себя Амурский завод в Комсомольске, есть ещё Ливадийский в Приморье – он вполне построит три-четыре таких парохода. Но сейчас все идет к тому, что весь этот заказ уйдет на западные верфи. Это сейчас лоббистами и продавливается - пока начали с половины от объёма, скоро заберут весь, и продолжат толкать речи о политике президента по приоритетному и ускоренному развитию Дальнего Востока. 


По теме