Долгожданные и отчасти скандальные изменения в сфере промысла краба предложены к публичному обсуждению. Заверения Росрыболовства о выходе документа на «финальную стадию согласования» подтвердились лишь
полтора года спустя, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
Напомним, в 2017 году дальневосточные промысловики были встревожены просочившимися в СМИ сведениями о возможном введении аукционов на добычу краба взамен существующих «исторических принципов». Рыбаки
хором заявляли: действующее законодательство за прошедшие 10 лет доказало эффективность, в отрасли наведён порядок и обеспечена прозрачность, продажа крабовых квот «с молотка» приведёт только к гонке за быстрой прибылью и предприятия перестанут вкладываться в строительство нового флота.
6 февраля 2019 года предлагаемые изменения в закон были официально опубликованы и руководитель Росрыболовства Илья Шестаков предложил всем заинтересованным сторонам начать обсуждение возникших вопросов. В документе предлагается ввести квоты нового вида - на добычу краба в инвестиционных целях. Это подразумевает, что 50% общего допустимого улова ценного ресурса будут выставлены на аукцион – и предложившая за лот лучшую цену компания получит возможность 10 лет добывать деликатесный товар, с обязательством по строительству на территории России ряда объектов, включая новые промысловые суда. Оставшаяся половина объёмов краба и право на добычу других менее ценных водных биологических ресурсов останется за «историческим принципом».
- Разработанный законопроект - во многом компромиссный вариант, - заявил Илья Шестаков. – Мы обсуждаем использование аукционной системы только по крабам, то есть по тем объектам, у которых очень высокая рентабельность – 80-90%, и то речь идет только о 50% квот. Это означает, что предприятия, уже работающие в этом секторе, смогут продолжить свою деятельность.
Обсуждение законопроекта будет, вероятно, долгим и громким, но и промысловики и судостроители хотя бы увидели контуры новых правил игры. При этом часть дальневосточных рыбаков всё так же заявляет, что аукционы не приведут ни к чему хорошему, но есть и те, кто за.
За прошедшие годы массовое браконьерство удалось резко сократить
19 февраля 2018, 15:30 0
- Проект федерального закона преследует цель повышения экономической эффективности от предоставления в пользование квот крабов, - уверен член общественного совета Министерства по развитию Дальнего Востока, эксперт Общественной палаты РФ, председатель совета директоров «Русской пелагической исследовательской компании» из Владивостока Олег Братухин. - Для экономики Дальнего Востока и страны в целом новые правила должны сыграть позитивную роль. Это существенно большие поступления в бюджет - в силу продажи квот на аукционах и, соответственно, загрузка отечественных судостроительных мощностей. Кстати, это как раз сегмент судов для Хабаровского судостроительного завода, который сейчас недозагружен. Пожалуй, краболовы - это один из немногих типов судов, которые в Хабаровске могут успешно строить, это полностью их ниша. Пока же, как известно, под инвестиционные квоты на дальневосточных верфях не заказано ни одного судна: все они - более 30 единиц, строятся на западных заводах, несмотря на то, что 70% квот находятся у нас на Дальнем Востоке.
Как отмечает Братухин, у дальневосточных рыбаков продажа части крабовых квот на аукционе вызвала вполне понятный негативный отклик, поскольку сейчас за часть квот придётся платить сполна. Но ведь речь идет о самых эффективных биоресурсах, которые обеспечивают уровень рентабельности под 100% и имея такие доходы на протяжении 15 лет справедливо начать частично делится с обществом. В целом же, с учетом существенного увеличения общих допустимых уловов крабов, ни о каком банкротстве или сокращении судов или численности рабочих мест на Дальнем Востоке речи не идет. Напротив, готовые инвестировать средства в развитие отечественной экономики путем заказа строительства новых судов на отечественных верфях компании могут существенно увеличить свои квоты и получить реальное развитие.
- Если не принимать во внимание «мутную» подачу самого аукционного принципа закрепления инвестиционных квот, мне не понятно, почему эти изменения называют скандальными, - говорит Олег Братухин. - Напротив, наконец-то появляются ростки государственной политики в части использования биоресурсов на благо общества и развития смежных отраслей экономики. Инвестиционные квоты – это, пожалуй, первый прецедент в российском рыболовстве появления государственной политики, направленной на обновление флота. Сейчас мы дожили до того, что самый эффективный ресурс - краб, облавливается самым морально и физически устаревшим флотом, на который смотреть страшно, не то что ходить на нем в море. Это японские и корейские шхуны, построенные 30-40 лет назад совсем для других целей и впоследствии переоборудованные под краболовов. Во многих случаях их эксплуатация реально небезопасна для экипажей. Флот – это лицо страны. От уровня флота, от того, насколько он современен, зависит его экономическая эффективность. И здесь мы пока очень далеки от идеала. Эту ситуацию нужно менять.
Олег Братухин настаивает: государственная политика не должна допускать использование наших биоресурсов для развития конкурирующих экономик – то, строительство краболовов и траулеров для промысла минтая в Китае и Турции, что мы наблюдаем сегодня.
Дальневосточные промысловые компании действительно могут потерять валютоёмкий ресурс, если не заплатят за право добычи краба нормальную цену. Участвовать в аукционах и покупать лоты могут все, и для бизнеса это действительно будет дополнительная нагрузка, но экономика региона и страны в целом должна только выиграть. Особенно, если приобретённые на торгах квоты обяжут покупателя ещё и построить на одной из дальневосточных верфей новый добывающий флот.
Закладку новых краболовов в Хабаровске тормозят споры вокруг распределения квот на добычу в Москве
27 января 2018, 10:00 0
Напомним,
совсем недавно на Хабаровский судостроительный завод обратились представители компании «Примкраб» из Владивостока, они планируют сделать заказ сразу на 20 краболовных судов двух разных типов – но никакая верфь страны сейчас не готова выполнить эту работу в те сроки, которые хотят рыбаки, это всего четыре года.
- Думаю, что «Примкраб» объявит своеобразный конкурс и посмотрим, кто и что возьмёт, - говорит генеральный директор Хабаровского судостроительного завода Игорь Васько. - Вряд ли его будут отдавать в одни руки, скорее распределят между предприятиями, и здесь для нас есть хороший шанс что-то получить, напрямую или с кем-то в кооперации.
То, что проекты типов краболовов разработаны
исландским конструкторским бюро и, соответственно, насыщены оборудованием европейских производителей, ни у судостроителей ни у эксперта дополнительных вопросов не вызвали. Хабаровчане имеют опыт постройки
аналогичных добытчиков, а стоимость оснащения в этом случае – в отличие от траулеров – намного ниже.
- У краболовов достаточно простой и промысловый и технологический комплекс, это не траулер, где стоимость оборудования превышает половину стоимости нового судна, - говорит Олег Братухин. – Что касается количества и цен построенных под инвестиционные квоты краболовов, то - как мне представляется - мы совместно с Хабаровским судостроительным заводом, ведущими зарубежными проектантами и технологическими партнерами, работаем в правильном направлении унификации в одном корпусе краболова для перевозки как живого, краба так и мороженого. Возможно получится предусмотреть работу обоими типами ловушек, это позволит производить на Дальнем Востоке первоклассные суда по приемлемым ценам.
Хабаровские судостроители уже связались с исландской фирмой-проектантом и запросили чертежи и 3D-модель разработки – чтобы заранее начать адаптацию под правила российского регистра. Дело осталось за малым: чтобы предложенные изменения в закон прошли все стадии обсуждения и были наконец-то приняты официально.