Программист Лукьянов: курс информатики в школах России нужно срочно обновить

Владелец хабаровской компании по разработке цифровых продуктов Станислав Лукьянов об уровне подготовки молодых IT-специалистов в России и мерах, которые необходимо предпринять для успешного взращивания кадров для отрасли высоких технологий:

— Подготовка IT-специалистов в вузах страны сейчас проходит на достаточно высоком уровне. Понятно, что сами учебные заведения отличаются — есть сильнее, есть слабее. Но я бы сказал, что очень многое зависит от самих студентов. Причём это касается не только современности. Точно так было и 20, и 30 лет назад: ребята, которые действительно интересуются темой, кроме посещения лекций, сами проявляют инициативу и занимаются самообразованием.

Когда человек погружён в материал, то и в процессе учёбы он задаёт нужные вопросы. Неудивительно, что уже начиная с третьего курса таких студентов крупные компании уже готовы пригласить на работу. Понятно, что с этого времени и сами ребята начинают подрабатывать. А вот когда студент сам по себе лежачий камень, под которого вода не течёт, то  и специалист из него выйдет ни к чёрту, который IT-отрасли не нужен.

Да, такой студент даже закончит вуз, получит диплом, но вот только знаний и навыков, которые сейчас необходимы в IT-компаниях, тем более в условиях, когда цифровые технологии активно развиваются, у него не будет. И такие «специалисты» оказываются никому не нужны и решению проблемы дефицита кадров никак не помогают. Но это, повторюсь, наблюдается далеко не первый год.

Программа переобучения стартует в апреле по новому президентскому нацпроекту «Кадры»
11 апреля 2025, 12:15 0

Если же говорить про общеобразовательный уровень, то тут вопросы уже к школьной программе. Дети сейчас сильно напичканы разной информацией, но при этом она должным образом не структурирована. Ощущение, что как в старом анекдоте, когда солдату дают поручение ломом подмести плац — цель не навести чистоту, а чтобы он замучался. Так и с детьми получается сейчас в школах. Поэтому у многих на определённом этапе просто отпадает желание учиться.

Если на уровне школы эту логику можно было бы пересмотреть, то картину бы мы получили совершенно иную, чем сейчас. Тогда дети бы приходили в вузы совершенно с другой мотивационной, дисциплинарной и учебной базами. Всё-таки, это высшая ступень образования, а если ребёнок на низшей и средней ступенях не сформировал себя, то чего от него ждать дальше?
На этом фоне хорошо могла была показать себя практика наставничества в школах, профориентация, со стороны IT-компаний. Но начинать нужно со старших классов. У меня есть личный опыт выступления перед школьниками — до 14-15 лет с ними сложно. Есть, конечно редкие индивиды, но всё равно, когда они общим коллективом, срабатывает эффект массы и достучаться до них сложно.

В олимпиаде приняли участие более 2000 человек
21 марта 2025, 12:30 0

А вот что касается 10-11 классов — там уже картина другая. Я буквально на прошлой неделе проводил «Урок цифры» в одной из школ, так там ребята откровенно признались: они пока не знают кем хотят быть, но при этом они открыты. После разговора подростки уже сами стали чётче себя определять — дальше им нужен наставник, который бы проявил их таланты и поставил на нужный путь.

Ну и хочется сказать о самом школьном курсе информатики. Как раз на «Уроке цифры» у меня появилась возможность ознакомиться с учебником, по которому сейчас в школе преподают предмет. Открываю, а там идёт описание языка программирования BASIC. Я помню, что изучал его в 1987 году, когда сам в школе учился. Сейчас мы на практике уже работаем с искусственным интеллектом и про BASIC вообще никто не вспоминает. Тут встаёт безусловный вопрос актуализации школьной программы! Ревизию провести просто необходимо.
Программист Лукьянов: курс информатики в школах России нужно срочно обновить
Автор:

Владелец хабаровской компании по разработке цифровых продуктов о подготовке квалифицированных кадров

Программист Лукьянов: курс информатики в школах России нужно срочно обновить

24.04.2025
Лукьянов
Станислав

Владелец хабаровской компании по разработке цифровых продуктов Станислав Лукьянов об уровне подготовки молодых IT-специалистов в России и мерах, которые необходимо предпринять для успешного взращивания кадров для отрасли высоких технологий:

— Подготовка IT-специалистов в вузах страны сейчас проходит на достаточно высоком уровне. Понятно, что сами учебные заведения отличаются — есть сильнее, есть слабее. Но я бы сказал, что очень многое зависит от самих студентов. Причём это касается не только современности. Точно так было и 20, и 30 лет назад: ребята, которые действительно интересуются темой, кроме посещения лекций, сами проявляют инициативу и занимаются самообразованием.

Когда человек погружён в материал, то и в процессе учёбы он задаёт нужные вопросы. Неудивительно, что уже начиная с третьего курса таких студентов крупные компании уже готовы пригласить на работу. Понятно, что с этого времени и сами ребята начинают подрабатывать. А вот когда студент сам по себе лежачий камень, под которого вода не течёт, то  и специалист из него выйдет ни к чёрту, который IT-отрасли не нужен.

Да, такой студент даже закончит вуз, получит диплом, но вот только знаний и навыков, которые сейчас необходимы в IT-компаниях, тем более в условиях, когда цифровые технологии активно развиваются, у него не будет. И такие «специалисты» оказываются никому не нужны и решению проблемы дефицита кадров никак не помогают. Но это, повторюсь, наблюдается далеко не первый год.

Программа переобучения стартует в апреле по новому президентскому нацпроекту «Кадры»
11 апреля 2025, 12:15 0

Если же говорить про общеобразовательный уровень, то тут вопросы уже к школьной программе. Дети сейчас сильно напичканы разной информацией, но при этом она должным образом не структурирована. Ощущение, что как в старом анекдоте, когда солдату дают поручение ломом подмести плац — цель не навести чистоту, а чтобы он замучался. Так и с детьми получается сейчас в школах. Поэтому у многих на определённом этапе просто отпадает желание учиться.

Если на уровне школы эту логику можно было бы пересмотреть, то картину бы мы получили совершенно иную, чем сейчас. Тогда дети бы приходили в вузы совершенно с другой мотивационной, дисциплинарной и учебной базами. Всё-таки, это высшая ступень образования, а если ребёнок на низшей и средней ступенях не сформировал себя, то чего от него ждать дальше?
На этом фоне хорошо могла была показать себя практика наставничества в школах, профориентация, со стороны IT-компаний. Но начинать нужно со старших классов. У меня есть личный опыт выступления перед школьниками — до 14-15 лет с ними сложно. Есть, конечно редкие индивиды, но всё равно, когда они общим коллективом, срабатывает эффект массы и достучаться до них сложно.

В олимпиаде приняли участие более 2000 человек
21 марта 2025, 12:30 0

А вот что касается 10-11 классов — там уже картина другая. Я буквально на прошлой неделе проводил «Урок цифры» в одной из школ, так там ребята откровенно признались: они пока не знают кем хотят быть, но при этом они открыты. После разговора подростки уже сами стали чётче себя определять — дальше им нужен наставник, который бы проявил их таланты и поставил на нужный путь.

Ну и хочется сказать о самом школьном курсе информатики. Как раз на «Уроке цифры» у меня появилась возможность ознакомиться с учебником, по которому сейчас в школе преподают предмет. Открываю, а там идёт описание языка программирования BASIC. Я помню, что изучал его в 1987 году, когда сам в школе учился. Сейчас мы на практике уже работаем с искусственным интеллектом и про BASIC вообще никто не вспоминает. Тут встаёт безусловный вопрос актуализации школьной программы! Ревизию провести просто необходимо.
По теме