Только за первый месяц нового года специалисты нашего ведомства зарегистрировали сразу пять конфликтных ситуаций между тиграми и людьми в Хабаровском крае. При этом за весь прошлый год отмечено 32 таких случая.
Сообщений о заходах хищников в посёлки на самом деле больше. Из Благодатного тревожные сигналы мы получали с конца прошлого года по несколько звонков едва ли не каждый день. Тигр оставлял следы, таскал собак. Но это было одно и то же животное, поэтому мы регистрируем один конфликтный случай.
Те пять фактов приближения тигров к человеческому жилью, которые мы зафиксировали с нового года, имели место около ферм вдоль Бамовской трассы, в Благодатном, Святогорье, Сите, оттуда хищника
отогнали снегоходами вглубь тайги. Последний инцидент произошёл в Солонцовом, когда измождённая тигрица
пришла к людям и устроилась в хозпостройках. Её пришлось обездвижить и
доставить в реабилитационный центр в приморском селе Алексеевка.
Такое количество конфликтных ситуаций между тиграми и людьми объясняется совпадением относительной очаговой бескормицы в тайге, и увеличения численности тигров. В последние годы зафиксированы случаи, когда тигрица рожает одновременно по 4 детёныша, и все они выживают. У руководителя Дурминского охотничьего хозяйства Александра Баталова эти факты
задокументированы при помощи снимков с фотоловушек.
Тигрятам куда-то нужно расселяться. Каждому хищнику необходимо найти свою нишу, свои охотничьи угодья. Тигры, которые сейчас находятся в районе Благодатного, Ситы, Святогорья, 34-го километра, все вышли из мухенской группы. Им приходится уходить на поймы, то есть на несвойственные им места обитания.
Кроме того, в регионе до сих пор ощущаются последствия нескольких лет неурожая кедровых орехов, жёлудя, чем питается кабан – главное блюдо в меню тигра.
В Нанайском районе на северном переделе ареала обитания амурского тигра в границах Анюйского национального парка полосатым хищникам обеспечены не только завтрак, обед и ужин, но и «компот». Там организована хорошая охрана и мероприятия по биотехнии. Так называют искусственную подкормку диких копытных, которыми питаются хищники. Кабаны чётко знают по времени, когда их будут кормить. Пресса со стороны людей-охотников на особо охраняемой территории на них нет. Копытные хорошо размножаются и не зависят от урожайности тайги. Соответственно, тиграм нет нужды искать лёгкую добычу в виде собак в прилегающих к парку сёлах.
На других территориях, которые не находятся под охраной государства, подкормкой копытных биотехническими мероприятиями должны заниматься арендаторы охотничьих участков, государственные структуры на общедоступных угодьях. Они занимаются. Но выполняют они эту работу по-разному. Дело в том, что в правилах для охотпользователей не прописано, сколько обязан пользователь участка проводить мероприятий по биотехнии, в каком объёме.
Но, с другой стороны, есть такие угодья, где слишком обильная подкормка копытных может им только навредить. Только представьте, мы соберём на каком-то узком участке всех кабанов. Мы таким образом повышаем риск возникновения заболеваний среди них. Мы приучим их есть «с ложки», тем самым понизим порог опасности у животных при встрече с человеком. Значит, увеличится опасность для таких копытных стать лёгкой добычей для браконьеров.
На мой взгляд, людям нужно меньше вмешиваться в природу. В первую очередь нужно сохранить те деревья, которые кормят и изюбрей, и кабанов, и других копытных. Однако пока никто не хочет запрещать рубки дуба. Запрет на заготовку кедра есть, но это дерево не каждый год приносит урожай. Поэтому жёлуди являются основным питанием для тех животных, на которых охотится тигр.
Но дуб повсеместно пилят. Мы понимаем, что заготовители платят налоги и отчисления. И всё-таки, нужно найти золотую середину.
В советские годы и даже в 90-е в таёжных регионах действовали жёсткие правила, где прописывалось, как вести себя людям при встрече с тигром, как содержать домашних животных в местах обитания полосатых кошек. Сейчас многие документы, которыми хотелось бы руководствоваться, давно утратили свою силу. В них, например, было чётко прописано, что должен быть забор.
И получается, что конфликтные ситуации, на которые мы выезжаем, заранее прогнозируемы. Если поселился фермер в лесных угодьях, он соответственно завёл собак для охраны. Но никакого ограждения вокруг своего хозяйства не поставил. В посёлках люди в лучшем случае обустраивают фасадный забор с калиточкой, а со стороны леса натянут колючую проволоку. Но это – не преграда для хищника, а уж тем более для тигра.
Хотя, как правило, если нет провокации в виде сидящей на цепи собаки, тигр к человеку и не пойдёт. У нас была конфликтная ситуация в селе Кутузовка района имени Лазо. Там полосатый хищник даже не ловил собак, а просто снимал с цепи. Забора нет – свободный доступ. Пёс при виде тигра забивается в будку, он его оттуда забирает. И в этой же Кутузовке есть охотник, который из старых кроватей сварил для своих собак вольер. И его животные остались в целости и сохранности.
Очень сильно провоцируют тигра бесхозные или вольно бегающие вблизи сёл собаки. Так уж сложился менталитет жителей многих таёжных посёлков, что сторожевых псов на ночь отпускают с цепей побегать по окрестностям. Утром собаки сами прибегают, их садят на цепь. Но такие гуляющими вокруг посёлков собаки – самая желанная добыча для тигра. Получается, что люди сами провоцируют таёжного хищника! Много случаев, когда даже сытый тигр, завидя на пути собачку, её не пропустит.
Человек увидел на своём огороде следы тигра, что делать? Люди в поселках уже знают. Уведомляют органы власти, или полицию, кто до кого дотянется. В основном набирают 112. Так информация доходит до нас. Специалисты выезжают, проверяют информацию.
Она, кстати, не всегда подтверждается. Потому что запущена определённая истерия: тигр, тигр, тигр!!! Бывает такое, что даже след от зайца, который прыгнул в снег всем своим телом принимают за тигриные следы. Дети в деревнях, видимо, желая устроить маленькие каникулы, приходят в школы и говорят, что только что видели тигра.
Всё уроки отменяют, на домах – тревожные объявления. Местные власти всё правильно делают, людей нужно предупредить о потенциальной угрозе. Но одного предупреждения мало.
Меры нужно принимать для наведения порядка в содержании домашних животных. Мы просим местные власти провести работу, чтобы потребовать от жителей сёл хотя бы на время, когда вблизи поселения бродит тигр, закрыть собак в сараях, в домах. Если хищник поймёт, что нечего есть, он просто уйдёт.
В ту же Кутузовку, когда туда стал заходить тигр, вместе с нами приехала сотрудница полиции – очень активная женщина. И она буквально за 30 минут закрыла всех собак в посёлке. Она объехала каждую улицу, провела работу с населением. И это работает! Тигр ушёл.
Мы постоянно говорим главам поселений, местным полицейским: разъясняйте людям элементарные правила! Переловить даже конфликтных тигров просто нереально. Например, вышел тигр из заказника «Хехцирский», зашёл в Благодатное, поймал там собачку и ушёл обратно. За что его ловить? Надо просто убрать собак, надо по всем правилам содержать и пасти скот. Не провоцируйте тигра!