Главное

Наказание нужно заслужить

31.08.2021
Петрынин
Александр
Директор Хабаровского краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Александр Петрынин о рукоприкладстве родителей и любви:

- Даже за небольшое домашнее рукоприкладство в отношении детей - шлепки и подзатыльники родителей теперь наказывают штрафами. Некоторые папы в недоумении: выходит, воспитание ремнем отменяется? Но как тогда внушить строптивому подростку простые истины? И не личное ли это дело семьи, как поступить с провинившимся ребенком?
Штрафной поворот в семейной практике произошел после того, как несколько лет назад статья "Побои" из Уголовного кодекса была перенесена в Кодекс об административных правонарушениях. И ее стали активно применять.
Наказание и битье - не равнозначные вещи. Пока ребенок маленький, требуются некие жесткие рамки, требования к его поведению. Мудрая мать наказывает ребенка тем, что на время перестает с ним общаться. Это действует очень сильно! Ибо потом с проживанием личностного опыта в жизни маленького человека появляются новые смыслы и ценности, внешние регулятивы поведения меняются на взращенные внутренние, которые не позволяют ему выходить за рамки дозволенности.
Наш великий педагог Макаренко говорил, что его система наказания, как это ни странно звучит, возвышала ребенка. Что это значит? Оказывается, наказание нужно было заслужить. В реальности его времени это значило: если ты коммунар, то будешь наказан каким-то образом. А если только кандидат в коммунары, к тебе никаких претензий, ты все равно не поймешь. Это было обидно!
Это единственная в стране инновационная площадка, где работают с трудными подростками
10 июня 2021, 18:30 0

Наказание ребенку надо понять и осознать. И когда он благодарит за наказание – это высший психолого- педагогический пилотаж.
У нас был случай, когда девочка из детского дома, которую поругали, вдруг говорит: «Спасибо». За что? «Я вам нужна», - отвечает она. В прошлой жизни ее за плохие поступки не ругали, и ребенок понимал это как то, что судьба ее была всем безразлична - и вдруг кто-то пытается пробиться к ее душе. Да, родители могут гневаться, повышать голос, но тут важна искренность, боль за его судьбу. Если она есть, ребенок все поймет и простит.
У меня большая педагогическая практика, только директором центра я работаю почти 30 лет. Иногда тоже повышаю голос, но тут же объясняю ребенку: человек, который тебя любит, вынужден говорить с тобой на повышенных тонах, чтобы ты услышал степень отвратительности поступка, который ты совершил. Наказание должно не унижать, а способствовать развитию личности, покаянию, самоанализу.
Битье - по сути, истязание ребенка - совершенно недопустимо. В 90-е годы в штате нашего центра на полставки работал хирург, он зашивал детям рваные и колющие раны, полученные ими дома. Жестокость родителей или сожителей, которые распускают руки, наблюдается и теперь. На одном из недавних совещаний представитель следственных органов официально заявил, что в крае растет количество преступлений, в том числе сексуальных, против детей со стороны близких людей.
Государство вынуждено защищать от физического насилия своих маленьких граждан. И понятно, если сотрудники детского сада или школы видят синяки, раны или фиксируют сотрясение мозга у ребенка, они просто обязаны на это реагировать.
У нас в стране, к счастью, нет ювенальной юстиции в том виде, в каком она существует на Западе, где службы из-за малейших подозрений способны буквально разрушить семью. Однако контроль такой должен быть.
Денис Лисов с тремя дочками в ближайшие дни вернётся на родину в Скворцово под Хабаровском
05 ноября 2019, 15:00 0


Но тут важно не перейти тонкую грань вмешательства в семейные отношения, закрытое пространство близких людей, где и шлепок с любовью может расцениваться как высшая мера наказания.

В семье должна быть атмосфера любви, доверия, принятия ребенка. При таких отношениях ребенок может открыться перед совершением дурного поступка, он не хочет огорчать близкого человека из любви к нему. У нас существует негласный договор с детьми: если ребенок провинился, он должен исправить ситуацию, и тогда мы не будем сообщать родителям, что он натворил.
И ребенок старается измениться. Может быть, внешне он проявляет подростковую колючесть и агрессию по отношению к своей маме, но глубоко в душе прячет любовь и привязанность к ней. Он трепетно бережет эти отношения. И мы ему в этом помогаем.
Остановят ли штрафы жестокость или простое неуважение к ребенку со стороны родителей? Иногда это бывает очень эффективно, потому что штраф, к примеру, в пять тысяч рублей, больно бьет по семейному бюджету. Так что отец или отчим в другой раз хорошенько подумает, а надо ли поднимать руку на ребенка.
По теме