Главное

Одиночество в колыбели

07.09.2020
Ющенко
Наталья

Учитель–логопед Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Хабаровска Наталья Ющенко о том, почему дети начинают говорить поздно:


- Тенденция последних лет, которую отмечают все логопеды - дети начинают говорить все позже. Это происходит в три, четыре и даже пять лет. Почему? Ученые предполагают, что тому есть несколько причин. В частности, экология. Мамы, которые ждут малыша, не все абсолютно здоровы. К тому же, у них могут быть родовые проблемы - травмы плюс инфекции у детей в раннем возрасте. Все это влияет на правильные сроки созревания речи у детей до трех лет.

Именно к этому возрасту как раз и формируется речь. До года надо, чтобы ребенок произносил первые слоги, к году – первые слова, причем, произносил бы их осознанно, понимая под определенным сочетанием звуков конкретный предмет. В идеале в его словарном запасе должно быть десять-пятнадцать слов.

Обычно на приеме невролог спрашивает у мамы, сколько слов говорит ребенок. Именно невролог в раннем возрасте следит за тем, как идет развитие всех мозговых функций, в том числе и речевой.
К полутора годам наступает время, когда начинается формирование фразы. У мальчиков это происходит чуть позднее. Почему? В силу особенности эволюции мальчики прежде всего осваивают территорию, у них возникает пространственная ориентировка. Быстрее формируется зона головного мозга, которая отвечает за этот отдел. У девочки иная природа эволюции. Природой заложено: чтобы выжить, ей нужно уметь говорить. Поэтому у нее быстрее формируются речеслуховые зоны.

К трем годам ребенок должен говорить целыми фразами, как взрослый. Он может не выговаривать какие-то звуки, но фразы из трех-четырех и даже пяти слов должны быть в его лексиконе. Это как раз тот возраст, когда ребенок задает множество вопросов: зачем, почему?

ЭксклюзивМнения
Директор школы №68 Хабаровска Светлана Филатова - о причинах конфликтов
30 марта 2020, 09:00 0


Если ребенок хранит молчание и не пытается говорить, речь у него задерживается, надо начинать беспокоиться. В Хабаровске есть много центров, где врачи помогут вашему ребенку. Не слушайте тех, кто говорит, что все само собой образуется. Если ребенок задерживается в речевом развитии, а чаще и в психо-речевом, нужно обратиться к хорошему детскому неврологу. Не к тому, который считает, что, если в год–полтора ребенок даже не пытается говорить, ничего страшного не происходит, а к тому, который разделит вашу тревогу.

Врач назначает обследование, в частности, чтобы понять все ли в порядке с функциями головного мозга, которые отвечают за формирование речи. Может быть, предложит курс медикаментозного лечения, не надо этого бояться. И, конечно, не стоит пренебрегать услугами логопеда. Он назначит зарядку для языка, упражнения, обязательно игровые, с яркими картинками.

ЭксклюзивМнения
Бизнесмен Евгений Мишталь о том, почему все больше родителей переводят детей на домашнее образование
25 апреля 2019, 11:00 0


Но дети так долго молчат еще и потому, что с ними мало общаются родители. Они много работают, чтобы обеспечить ребенку все самое лучшее – одежду, игрушки, а вечером уставшие лежат на диване, уставившись каждый в свой гаджет. В семьях вообще стали мало разговаривать между собой. Ребенок не слышит живой речи и, естественно, не воспроизводит ее. Короткого общения, которое происходит, слишком мало, чтобы ребенок заговорил. У него просто не возникает такого навыка. Кстати, со временем у него появляется свой гаджет, который ему суют родители, чтобы он только отстал от них.
Хорошо, если есть бабушка, которая, находясь постоянно с ребенком, вовремя увидит проблему. Бабушки, к счастью, пока еще разговаривают с внуками, рассказывают им сказки, поют песенки, укачивают ребенка под колыбельную, играют с ним. А если работает и бабушка, - беда. Ребенка передают из рук в руки, как переходящий флаг. У него возникает чувство одиночества, ощущение, что он никому не нужен уже с колыбели.

Другая крайность – гиперопека. Мама предупреждает желания ребенка, она за него все проговаривает. У ребенка не возникает потребности говорить. Погруженный в себя, малыш молчит. Между тем надо создавать ситуации, когда бы малыш что-то попросил, надо задавать ему вопросы, спрашивать, чего он хочет, хорошо ли ему и ждать ответа.

По теме