Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» Андрей Горяйнов о делах, в очередной раз разошедшихся со словами:
Итак, дождались. В правительстве РФ подписан пакет документов, устанавливающий порядок проведения аукционов по продаже 50% квот на добычу крабов и требования к проектам по строительству новых судов-краболовов и срокам их реализации.
Насколько эти долгожданные документы помогут государственным интересам по наполнению бюджета, по развитию судостроительных верфей Дальнего Востока и созданию российского конкурентоспособного флота? Всему тому, что преследовалось этим мероприятием (аукционами) и о чем длительное время громко вещали чиновники всех рангов? Давайте разбираться.
В части наполнения бюджета стартовая цена лотов, определенная формулой в подписанных документах, ниже реальных сегодняшних рыночных цен почти в 10 раз. Первоначальная цена лотов установлена на основании аукционных цен по продаже прав на добычу крабов, которые были в 2009-2017г., без учета инфляции и изменения курса доллара, который - как известно - вырос за прошедшее время в два раза. Однако даже эта явно заниженная цена уменьшена ещё в четыре раза под предлогом инвестиционных обязательств, учитывающих затраты на строительство краболовов.
То есть несмотря на то, что инвестиционные обязательства по строительству судна (стоимость около 1 млрд руб.) составляют всего около 10% рыночной цены лота, его начальная цена уменьшена на 400%!
Однако если дочитать документ до конца, то становится понятно к чему всё это: даже если аукцион признан несостоявшимся по причине участия только одного заявителя, то Росрыболовство обязано заключить договор о закреплении доли с единственным участником аукциона по начальной цене лота. Вот и весь фокус!
Легко можно посчитать много миллиардов рублей «экономии» только на одном лоте, которые превращаются в сотни миллиардов неполученных бюджетом средств на всем аукционе, если участники просто договорятся.
От развития дальневосточных верфей просто отмахнулись: никакой нормы о строительстве краболовов на заводах региона нет и в помине. И даже нормы о строительстве половины судов здесь же, где будет вестись промысел - её предлагал руководитель Росрыболовства - тоже нет. А что же есть? Есть норма об обязанности победителей аукционов направить запрос на дальневосточные верфи в определенные сроки. Только запрос! И Хабаровский и Амурский судостроительный заводы, конечно, могут направить свои предложения по строительству потенциальным заказчикам. Но если эти предложения не подойдут, причём по любым условиям, то они направляют в Росрыболовство своё обоснование об отказе – и строят, где хотят. Например - в Питере.
Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» о том, как разговоры о развитии ДВ остаются разговорами
02 июля 2019, 12:00 0
Цинично тут то, что дальневосточные верфи по определению не могут быть конкурентоспособными с нашими западными заводами, поскольку здесь, у нас, всё дороже – и тарифы на электроэнергию, и затраты на персонал и логистика доставки судостроительной стали и оборудования судов. Это объективные причины, не зависящие от верфей, и как в таких условиях можно выдержать конкуренцию?
Все надеялись на прозрачность, на приоритет развития местного судостроения, но вышло всё по старой русской традиции, объявлено одно, обсуждалось второе, приняли третье. Победили лоббисты, которые изначально планировали избавиться от обязательств строительства краболовов на Дальнем Востоке.
Что касается конкурентоспособности тех судов, которые предстоит строить на западных отечественных верфях, то один из наиболее уважаемых экспертов на условиях анонимности прокомментировал документ в части требований к объектам инвестиций так:
«Требования к объектам инвестиций однозначно определяют создание не конкурентоспособного судна для добычи краба. Не говорю уже о современных требованиях, например о системе независимого от экипажа мониторинга вылова, которая изначально планировалась, но куда-то исчезла. Например, по производительности предполагаемый краболов уступает строящимся в Китае современным промысловым судам в 4 раза.
Вероятно, требования выпущенных документов «растут» от 50-метрового краболова, который сейчас строит питерский завод «Пелла» для дальневосточного заказчика. Этот проект основан на базе давно устаревшего шотландского ярусолова, с размерами и характеристиками, с которыми сегодня в развитых морских странах никто не строит. Да и все проекты рыболовных судов, которые реализуются сегодня на западных верфях России под инвестиционные квоты по основным экономическим, техническим, общепроектным и производственным характеристикам проигрывают в сравнении с аналогами, построенными за рубежом 30 лет назад. Таким образом создается основа неконкурентоспособной российской экономики».
На Хабаровский судостроительный завод за несколько дней, прошедших с опубликования пакета документов о крабовых квотах, уже поступили несколько писем, похожих на те самые «запросы». На предприятии их назвали «кривыми» - настолько размыты формулировки и спецификации – и эти документы, очевидно, готовились заранее. Участники спектакля уже получили роли и действуют по заранее известной им схеме. В финале пьесы они ожидают получить гран-при, - квоты на добычу дальневосточного краба и миллиардные прибыли в валюте, а приоритетный якобы Дальний Восток снова и опять останется ни с чем.
Это такая история «развития Дальнего Востока» в крабовой миниатюре. Много красивых слов, много ожиданий, много чиновничей суеты, а на выходе - немногие нужные люди получают кучу денег, все остальные - пищу для невеселых размышлений.