Судостроительные заводы в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре рассчитывают на докапитализацию, в идеале государственная мера поддержки для двух верфей оценивается в 16,8 млрд рублей. Что даст судостроению региона этот механизм и какие перспективы он даёт – этот вопрос корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» задал руководству Хабаровского и Амурского заводов.
- У АСЗ есть финансовые трудности, за счёт докапитализации мы планируем покрыть образовавшиеся убытки предприятия, - говорит главный инженер Амурского судостроительного завода Андрей Бекасов. - Это в основном покрытие убытков прошлых лет, образовавшихся из-за неблаговидных действий прошлого руководства. Средства могут пойти на расчеты по обязательствам перед кредиторами и пополнение оборотных средств. Имея чистые активы, мы сможем брать кредиты под заказы, ведь в перспективе заказов сейчас у нас много.
Подготовленный пакет документов о финансовом состоянии АСЗ находится на согласовании в «Объединённой судостроительной корпорации» где подтвердили, что намерение о докапитализации верфи в Комсомольске «есть, но решение согласовывается».
- Предыдущие руководители завода оказались жуликоватыми, создали контору, которая своими издержками тянула предприятие вниз, - заявил глава ОСК Алексей Рахманов.
Новый менеджмент АСЗ подготовил план модернизации предприятия с сокращением используемой площади и созданием на его территории технопарков. Представленный в ОСК проект финансового оздоровления предполагает докапитализацию с использованием финансов Минпромторга России на 14,3 млрд рублей.
- Профильные министерства и ведомства решили этот вопрос, - сказал губернатор Хабаровского края Сергей Фургал в ходе визита на Амурский судостроительный завод 30 января 2019 года. - Также мы активно решаем вопрос по размещению заказов. Я не хотел бы забегать вперед, но есть два очень интересных заказа. В случае их получения завод будет обеспечен на ближайшие десять лет.
Сегодня Амурский судостроительный исполняет два заказа для Министерства обороны России, это корабли ближней морской зоны действия класса «корвет». По планам, сторожевик «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» покинет построечный стапель в июле 2019 года и на корабле начнется новый период строительства – достройка и швартовные испытания.
Продолжается работа над двумя грузопассажирскими паромами усиленного ледового класса на линию Ванино-Холмск, возобновлены работы по строительству многофункционального аварийно-спасательного судна ледового класса, на сдаточной базе АСЗ во Владивостоке готовится к передаче «Газпром флоту» второе судно снабжения пр. 22420 «Остап Шеремета». Верфь в Комсомольске получила также контракт на строительство четырёх малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт», закладка двух первых заказов запланирована на июнь 2019 года.
- Кроме того, мы считаем перспективными для завода возможные заказы Минобороны на корветы проекта 20386, морской транспорт вооружения, также готовы возобновить на заводе строительство дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3, - отмечает Андрей Бекасов. – В части гражданского судостроения можем строить вспомогательный и рыбодобывающий флот. Есть проекты строительства паромов, плавдока и гидрографического судна. Эти заказы из разряда перспективных, но при поддержке - в том числе - и краевых властей, потенциально смогли бы сформировать полную загрузку предприятия на период до 2026 года.
Также в Комсомольске решают проблему «кадрового голода»: потребность в рабочих специальностях сегодня составляет не менее 500 человек. 139 человек уже обучаются остродефицитным специальностям: сборщики корпусов металлических судов, слесари-монтажники, судовые маляры. Обучение идет с обязательной практической частью, оно занимает порядка 6 месяцев и обходится предприятию примерно в 180 тысяч рублей на каждого человека.
Кадры для АСЗ готовятся на собственной учебной базе, в Комсомольском госуниверситете, судомеханическом техникуме и Губернаторском авиастроительном колледже. Помощь в обеспечении завода профессиональным рабочими осуществляет Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, частично помогает и участие АСЗ в Федеральной программе «Трудовая мобильность».
- Модернизация и общая тенденция к снижению затрат на предприятии логичным образом должна отразиться и на количественном составе работников, - говорит заместитель генерального директора по управлению персоналом Сергей Максимов. - Кадровая служба плотно работает с городским центром занятости населения, в кооперации с предприятиями города с тем, чтобы позволить людям, оставшимся без работы, переобучиться, освоить новые специальности, как на АСЗ.
У Хабаровского судостроительного и мощности меньше, чем у их коллег из Комсомольска, и запросы на докапитализацию. В кооперации с Объединённой судостроительной корпорацией и при активном участии правительства Хабаровского края подготовлен аналогичный пакет документов, ожидаемая сумма господдержки - 2,5 млрд рублей.
- Механизм запущен, и я думаю и надеюсь, в этом году нас докапитализируют, - говорит генеральный директор Хабаровского судостроительного завода Игорь Васько. – Вопрос в том, какую сумму утвердят. Почему мы проходим докапитализацию? Есть долги прошлых периодов, которые не сегодня и не вчера образовались - чёрт его знает, с каких годов. Предприятие государственное, должно работать и производить продукцию, а когда оно в долговой яме, есть обременение на счетах, то оно не может нормально функционировать. Потенциальный заказчик смотрит баланс завода, видит большие долги, и опасается подписывать контракты, ведь те деньги, что он выделит на строительство, могут уйти на погашение долгов прошлых периодов. Поэтому докапитализация – нормальная практика, законный способ целевыми государственными средствами разгрести долговую нагрузку.
Как отмечает Игорь Васько, в последнее время в отечественном судостроении есть некое оживление и идёт определённая работа по стабилизации и улучшению общей ситуации. В ноябре 2018 года произошло знаменательное событие – было заложено первое за 4,5 года новое судно, буксир для Амурского судостроительного завода, а уже 29 января хабаровская верфь приступила к работе над его близнецом.
- Под оживлением, в том числе я имею в виду и возможный заказ от компании «Примкраб», - рассказывает Игорь Васько. - Думаю, что будет объявлен своеобразный конкурс и посмотрим, кто что возьмёт. Заказ очень большой - на 20 судов - и вряд ли его будут отдавать в одни руки, скорее распределят между предприятиями. Здесь для нас есть хороший шанс что-то получить, напрямую или с кем-то в кооперации.
Предлагаемые компанией «Примкраб» проекты краболовов разработаны исландским конструкторским бюро, и в списке поставщиков основного оборудования используются европейские фирмы. У хабаровских корабелов есть опыт работы с такими судами и первые шаги к реализации этого заказа в столице края уже сделаны.
- Проект будет адаптирован под правила российского регистра, - говорит Игорь Васько. – Задали вопрос: если предполагается наше участие в строительстве, предоставить нашим конструкторам 3D-модель судна – соответственно, мы те же трубопроводы сможем изготавливать параллельно с изготовлением корпуса, это вполне нормальная практика.
Переговоры ведутся и по другим заказам, которые директор Хабаровского судостроительного пока называть не захотел: отметил только, что вопрос может решиться в ближайшее время. Сейчас в цехах завода достройки ждут замороженные по тем или иным причинам два пассажирских лайнера типа А45-2 и перспективное грузопассажирское судно на воздушной подушке СВП-50.
- В изначальном контракте по заказу А45-2 была значительная валютная часть, на закупку оборудования, что повлекло увеличение стоимости строительства после изменения курса доллара, - рассказывает Игорь Васько. - С правительством Хабаровского края принципиальное понимание достигнуто, есть «дорожная карта», будем садиться, обсуждать. Я думаю, весной должны всё решить и строительство возобновить, весь вопрос в закупке оборудование, оба корпуса готовы под монтаж. Если все пойдёт в графике, к следующей навигации лайнеры выйдут на Амур.
С СВП-50 вопрос проще: те работы, что можно делать, выполняются, за часть оборудования внесена предоплата, если удастся изыскать около 40 млн рублей – то осенью 2019 года судно будет сдано. Кадровый вопрос также тревожит руководство Хабаровского судостроительного: есть государственная программа по обучению молодёжи с весьма лояльными требованиями, но пока люди не настолько активны, как хотелось бы.
- Если мы насытимся заказами, в первую очередь нам понадобятся корпусники-сварщики и технологи-конструкторы, - говорит Игорь Васько.