Старший помощник капитана катамарана «Антарес», член Русского географического общества Павел Карасёв о возможных причинах недавней трагедии в Охотском море и о том, рассказывает, как на маршруте избежать неожиданностей и справиться с ЧП:
– Участники недавнего «дрейфа с того света», на мой взгляд, при подготовке к опасному путешествию совершили сразу несколько критически важных просчетов, которые и привели к гибели двух человек. И первая ошибка - лодочный двигатель. Мотор Honda мощностью 50 лошадиных сил, судя по моей практике, не самая надёжная силовая установка. В моём приоритете Suzuki и Yamaha, чуть похуже них - Mercury.
Еще, похоже, лодка и двигатель были приобретены буквально перед путешествием и мотор мог быть просто не отрегулирован, поэтому ему не хватало охлаждения. Плавсредства необходимо тщательно готовить, тем более к таким переходам! Также упоминалось поломанное весло, но даже с одним веслом можно идти по типу, как ходят на каноэ. Вот потеря двух весел – уже проблема.
Отсутствие связи – это тоже настоящая безалаберность. Нужно иметь, как минимум рацию, у которой на 16-м канале можно запросить помощь, или спутниковый телефон. Мы в своих переходах на Чукотку и остров Ионы в центре Охотского моря имели сразу и то и то.
Одежду и обувь тоже нужно тщательно подбирать – Охотское море суровое, это не тропики. Еще обязательно нужно брать с собой хотя бы простейшие рыболовные снасти и, в случае чего, ловить рыбу. И тут нужно понимать, что рыба – не только источник белка, но это еще и источник пресной воды. И, насколько я понимаю, снасти у выжившего были.
Следователи установят все причины этой трагедии, но совокупность нарушений налицо и набившая оскомину истина о том, что правила техники безопасности написаны кровью не просто так вспоминается при каждом таком происшествии.