В Охотском море 14 октября у берегов Камчатки спасли Михаила Пичугина, который из-за поломки двигателя на катамаране дрейфовал 67 дней. Но подобная история на Дальнем Востоке не первая. Подобное случилось в 1960 году, когда 17 января в результате сильного шторма в бухте Косатка на острове Итуруп сорвало со швартовки баржу под номером Т-36, на борту которой находилось четыре советских военнослужащих. Неуправляемое судно дрейфовало в Тихом океане 49 дней, при этом запасов пищи у терпящих бедствие не было, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».
Баржу вынесло в океан, и она была подхвачена течением, во время шторма водой залило рубку, а вместе с ней и радиостанцию, которая перестала работать. Так четыре советских солдата: Асхат Зиганшин, Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов – неожиданно для себя отправились в самый важный поход в своей жизни. При этом они не были профессиональными моряками, а служили в стройбате.
Перед двадцатилетними парнями встала проблема. Как раз перед случившимся им выдали паек на три дня. Итого им достались: буханка хлеба, пятнадцать ложек крупы, две банки тушенки и два ведра картошки, которая во время качки рассыпалась по трюму и пропиталась дизельным топливом.
Когда картошку сварили, она настолько неприятно пахла, что ее хотели выкинуть, но Асхат Зиганшин, бывший старшим по званию, запретил. Позже это спасло им жизни.
С пресной водой тоже были проблемы – пришлось сливать воду из системы охлаждения двигателя. Она воняла ржавчиной, но тем не менее ее пили. Вдобавок к этому собирали дождевую воду.
Долгое время солдаты варили в морской воде похлебку из крупы и картофеля, который удалось растянуть до 23 февраля. Дальнейший голод обещал обернуться трагедией. Поначалу их тешила иллюзия, что они смогут ловить рыбу – но с трудом изготовленные из подручных материалов сети почти сразу унесло в море.
И тогда Зиганшин вспомнил, что учительница в школе рассказывала о том, как моряки варили кожаные вещи чтобы спастись от голода. Начали с ремешка от часов. Его порезали на ломтики и сварили, используя забортную воду. Позже так же употребили брючные ремни и ремни от радиостанции. В ход пошли даже кожаные мехи гармошки, на которой играл один из бойцов.
Когда это все закончилось, пришлось перейти на сапоги. Как вспоминал позже Анатолий Крючковский, кожа сапог имела отвратительный вкус, была очень горькой и жесткой. Поэтому ее нарезали кусками, поджигали, а размягченный кусок мазали солидолом и ели.
Еще одна проблема – солдатам приходилось скалывать намерзающий на борта баржи лед, иначе бы она просто перевернулась. На это уходили драгоценные силы.
Американские военные проявили себя дружелюбно, не только обеспечив советским солдатам надлежащий уход и медицинскую помощь, но и приставив к их комнатам охрану, чтобы выжившим не докучали любопытные, которые хотели лично пообщаться с героями.
Авианосец со спасенными ушел в Сан-Франциско, а далее через Нью-Йорк и Париж 29 марта участники дрейфа в военной форме прибыли в Москву, где им была устроена торжественная встреча.
Эта история прогремела на всю страну. Ей посвятил стихотворение "49 дней" Владимир Высоцкий, барды тех лет сочинили песню "Зиганшин-буги", а кинематографисты сняли художественный фильм "49 дней".