Главное

Учителю предлагается судиться со своими учениками?

03.06.2024
Цилуйко
Раиса

Заслуженный учитель России, основатель лицея «Ступени» Раиса Цилуйко - о том, изменят ли отношение к учителю штрафы за его оскорбление, которые хотят ввести в школе:

- Конфликты в школе теперь случаются нередко. Скажем, заслуженная учительница попросила девочку убрать телефон, в котором она весь урок смотрела какой-то ролик. Девочка грубо ей ответила, пригрозив, что ее папа, директор сети местных магазинов с ней разберется так, что мало не покажется. В итоге учительница с давлением попала в больницу.

Это одна из множества картинок оскорбления учителей, которых в последнее время стало много. О них пишут постоянно. Опросы педагогов показали, что до 80 процентов учителей страдают от оскорблений учеников.
Почему потеряно уважение к учителю, который был когда-то непререкаемым авторитетом? В 90-е годы мы резко поменяли многие позиции во взаимоотношении людей в обществе. Система образования стала не учить, а оказывать услуги. То есть, учитель уже не воспринимался как сеятель разумного, доброго, вечного, он превратился в обслуживающий персонал.
Когда-то все было так устроено, что нравственные ценности возводились на первое место, а учитель был носителем этих ценностей, но в одночасье его свергли с пьедестала. Ценности оказались размытыми, а порой ложными. 
ЭксклюзивМнения
Директор Хабаровского лицея №5 Эдуард Перепечай о том, почему учитель перестал быть авторитетом для учеников и их родителей:
01 сентября 2021, 09:30 0

Все это привело к тому, что учителя оказались не на верхней ступеньке общественной иерархии, а потому некоторые считают, что они не достойны уважения. Да и само государство, похоже, их не очень -то уважает, судя по тому, как оценивает труд учителя.

Нам все эти основы закладывали родители. Мой отец, участник Великой Отечественной войны, он окончил два класса церковноприходской школы, но в нем был такой внутренний стержень! Когда фронтовикам стали предоставлять льготы, в частности, квартиры, он решительно от них отказался, считал неудобно. Не за квартиры и пайки они воевали. Такое у него было чувство собственного достоинства. Теперь миром правит прагматизм.
У меня никаких проблем с учениками никогда не было. Недавно одна из моих бывших учениц прислала мне сообщение, написала: когда вы заходили в класс, мы все прилипали к партам. Мы вас боялись. Удивительно, я никогда не повышала голос. 
Очень тщательно готовилась к урокам, а вела я математику и черчение. Понимала, не всем понятен мой предмет. Подбирала задание для каждого ученика, чтобы все работали, ни на что не отвлекаясь. Я стала создателем лицея «Ступени» по принципу царскосельского лицея, чтобы каждый ученик нашел себя в этом мире. И они становились личностями.
Педагог Дмитрий Верин-Галицкий о том, как мы говорим с детьми
25 февраля 2020, 10:00 0

Да, ученики теперь очень вольно ведут себя со сверстниками и с учителями. У них такая манера поведения. Но я убеждена: учитель ни в коем случае не должен вступать в перепалку с учеником, выяснять отношения. Тем более идти в суд и судиться с ним! На то он и педагог, чтобы искать варианты, как из этой ситуации выйти достойно.

У законодателей появилось предложение ввести штрафы за хамство в адрес учителя. Формально, хамить педагогу было запрещено всегда, и на это есть соответствующая норма закона. Но она, как показывает жизнь, не работает.
По мнению законодателей, за публичное оскорбление педагога при исполнении надо установить более серьезные наказания - для граждан до 20 тысяч рублей, для должностных лиц - до 100 тысяч, а для юрлиц - до полумиллиона. А за оскорбление в публичном выступлении, в произведении, СМИ или интернете - они должны вырасти еще больше.
Остановит ли это кого-то? Думаю, нет. По моему глубокому убеждению, это вообще не тот путь укрепления авторитета учителя. Вот когда само общество вернет уважение к учителю, тогда и дети начнут относиться к нему по-иному. Иначе кто же их научит писать и читать?  

По теме