Главное

Посмотрите, с чем играют ваши дети

14.08.2023
Назарова
Елена

Педагог-психолог Хабаровского центра развития психологии и детства «Псилогия» Елена Назарова о ГОСТе на игрушки и о том, как на ребенка влияет то, во что он играет:

- В России разработаны ГОСТы на игрушки, пока готова только первая его редакция. В ней обозначена классификация товаров по возрасту, используемому сырью, которое должно быть экологичным и безопасным. А как с образом самой игрушки, ее внешним видом, смыслом и содержанием того, что мы предлагаем своим детям? Будут ли определены нравственные критерии, которым они должны соответствовать?
Посмеяться над страхом

Почти у каждого социально значимого явления, производства, процесса есть какие-то рамки. Когда это касается воспитания и развития детей, рамки должны быть определены и подтверждены достаточно определенно. Как педагог-психолог я – за ГОСТы в обучении, важной частью которого, собственно, игрушки и являются, причем на одном из самых ранних этапов развития личности ребенка.

Образованию, на мой взгляд, полезно быть консервативным и очень критичным ко всякого рода экспериментам: много дров наломали, отменяя проверенные методики, сочиняя новые учебники и инновации в программах обучения. Учебники, программы и игрушки – все должно проходить экспертизу на самом высоком, академическом уровне. 
Поэтому, я очень «за» стандарты, но мне непонятно, кто и на основании чего будет их определять, а потому тревожно. Если это будет делаться непрофессионально – по принципу «детям нравится» или «так мне внутренний голос родителя подсказывает», то польза будет только для производителей, которые смогут рулить спросом.
ГОСТы были, потом пропали или стало возможно их игнорировать. Сейчас, думаю, мы безнадежно опоздали: появился интернет с его гораздо более страшными и менее контролируемыми игрушками. Пожинаем плоды этого безвременья: как психолог могу об этом судить по тематике обращений современных подростков и их родителей.
Какой должна быть детская игрушка? Разной. Давать возможность научиться переживать различные эмоциональные состояния, настроения, развивать тот самый эмоциональный интеллект, без которого трудно справиться со стрессом, сопереживать и жалеть другого, пугаться чего-то, но не на уровне панических атак.
Меня очень радует, например, появление деревянных игрушек – домиков, головоломок. Одно время было много споров вокруг Хаги Ваги. Одни их воспринимали, другие считали вредными для неокрепшей детской психики, зная историю их происхождения. 
ЭксклюзивМнения
Педагог-психолог центра «Псилогия» Елена Назарова:о влиянии на психику жутких игрушек и темы смерти
23 ноября 2022, 11:30 0

В детском онкогематологическом отделении почти у каждого ребенка есть или он, или его подружка – Киси Миси. Эффект от них - как от любой «страшной» игрушки: возможность пережить страхи. Ведь когда я могу посмеяться над чем-то ужасным, это меня уже не так пугает.

Когда-то во время ярмарочных представлений с куклами и скоморохами люди могли прожить в спектакле какую-то безысходную ситуацию, посмеяться над ней. Тогда не так страшна сама реальность, находятся внутренние ресурсы принять вызов, преодолеть страшное. И куда мы денем, например, Багу Ягу из русских сказок?
От таких игрушек ничуть не больше вреда, чем, например, от стандартно милой и стандартно идеальной куклы Барби, на которой выросло не одно поколение девочек.
Зачастую девочки-подростки доводят себя едва ли не анорексии, внешне они хотят быть идеальными. Сначала они изводят себя различными диетами с просторов интернета, а когда исполняется 18 – идут в салоны красоты и начинают себя переделывать.
Неизвестно, исследований на этот счет нет, почему девочки, которые в детстве не заворачивали пупсов в пеленки, не хотят быть мамами, иметь свою семью, детей.

 Белый Бим про то, что можно не успеть

Часто родители хотят оградить своих детей от всего негативного, чтобы они испытывали только положительные эмоции, у них были всегда новые, «мимишные» игрушки, - ну, или развивающие мыслительную деятельность.
В общем: никаких страшилок, исключительно счастливые единорожки! Не согласна, и опыт общения с подростками доказывает нашу не мудрость.
На мой взгляд, мы, таким образом, приучаем детей не различать удовольствие и радость, а это, - согласитесь, совсем разные вещи. Никакое удовольствие от потребительства и удовлетворения капризов не заменит радости за своего любимого сказочного героя, который становится победителем. 
Не научит сострадать и сопереживать история Русалочки, которую предлагает Дисней, в отличие от сказки Г. Х. Андерсена,  которая тренирует эти очень важные человеческие качества. Нынешние дети, зачастую, не имеют навыков переживать страх или неудачу, справляться со стрессом или агрессией, грустить, терять, потому что мы не моделируем для них ситуации переживания отрицательных, но таких важных, эмоций.
Когда спрашиваю подростков, над какими фильмами они плакали, называют «Хатико», в лучшем случае, а вот «Белый Бим, черное ухо» – нет. А ведь это кино не просто про собаку, а про то, что можно не успеть, а потому стоит быть внимательным к тому, что кому-то плохо. И про грусть, любимого друга не вернешь.
Поэтому очень важно чинить любимые машинки, куклы, зашивать и стирать любимых плюшевых друзей – это про ответственность. Не так ли развивается неспособность во взрослом состоянии работать над «починкой» отношений,  проще заменить на новые?

Торопимся и пропускаем главное

Слово «классика» у нас уступило позиции любым креативным и малообоснованным экспериментам под названием «инновации». Детям трудно смотреть старые добрые мультфильмы, они говорят, что там «очень медленно». Дети живут в другом ритме! 

В наших школьных программах – почти каждый день новая тема. Если ребенок заболел на неделю, он без репетитора вряд ли «догонит» класс. Мы приучаем детей делать и усваивать все быстро, а значит, – поверхностно, фрагментарно, невнимательно. Мы не развиваем рефлексию, критичность, детальность, взрослость.
ЭксклюзивМнения
Хабаровский психолог Александра Вырупаева о том, какие проблемы выявляются у современных детей и о том, что делать родителям
07 апреля 2021, 11:00 0

А этот ритм задали не мы ли, взрослые? Нам некогда «бесцельно» разглядывать, на что похожи облака. Мы все больше торопимся и все больше не успеваем, живем работой, все время куда-то бежим. Многого, не замечая на бегу, теряем, – навсегда, безвозвратно.

Например, возможности почитать ребенку сказку перед сном, вместо того, чтоб сунуть в руки гаджет с мультиком. Или построить рожицы перед зеркалом после того, как измазались красками вместе с ребенком, а не делать очередное замечание, типа, посмотри, на кого ты похож или похожа. Или почитать рассказы Сетона Томпсона о животных и поплакать вместе от жалости к ним, съездить поработать в приюте вместо того, чтоб давать уроки агрессивного отстаивания в домовых чатах прав прикармливать бездомных животных.
Игрушки – это очень серьезно. Посмотрите, чем и как играет ваш ребенок, – это же диагностика! Ищущие, заинтересованные родители часто приносят к нам, психологам, детские рисунки, истории, которые мы вместе «расшифровываем». Игры и игрушки наших детей – прямые подсказки: что-то подкорректировать, понаблюдать, как меняется ребенок.
И, к сожалению или к счастью, любые ГОСТы вряд ли за нас воспитают наших детей или будут более полезны, чем разумное родительское внимание. Но стандартов на родительскую мудрость пока не придумали, а потому надо каждому для себя определить: чего я хочу для своего ребенка в будущем и каким я хочу его воспитать.
 
По теме