Главное

Организуйте с ребёнком «волшебное время»

07.04.2021
Вырупаева
Александра

Хабаровский психолог Александра Вырупаева о том, какие проблемы выявляются у современных детей и о том, что делать родителям:

- Ускорившийся темп жизни, мир прогрессивных идей и технологий отчасти внес изменения и в список тех проблем, с которыми приходят к детскому психологу. Агрессивное поведение, зависимость от гаджетов, замкнутость, скрытность, неумение общаться со сверстниками, неконтролируемое времяпрепровождения в виртуальном пространстве – вот что часто пугает родителей. Вместе с тем актуальными во все времена остаются запросы «мой ребенок ничего не хочет, ничем не интересуется», «он от рук отбился, ничего не слушает», «не доверяет, кричит», «сделайте с ним что-нибудь».

Тут иногда и бабушки подливают масло в огонь: «в наше время дети так не делали!». И да, часть обращений требует внимания, решения и работы непосредственно с маленьким человеком, но иногда психологическая помощь нужна и самим родителям, поведение которых и является той самой отправной точкой возникающих трудностей.
Вот, скажем, сейчас взрослые, даже воспитывая малыша, стараются не лишать себя прежней жизни, и это здорово. Ведь нужно уметь заботиться и о себе. Активные мамы везде берут ребенка с собой, пересаживая из автолюльки в коляску, а выполняя определенную работу, ограничивают деятельность дитя манежем. Да, жизнь родителя все также насыщена и не замыкается лишь на ребенке, но в таких моментах сложно говорить о его потребностях и его физическом развитии. Малютка должен любопытствовать, ползать, изучать предметы, а ограничение его двигательной активности до года-трех лет сильно влияет на интеллектуальное развитие. Все взаимосвязано, а потому впоследствии дети могут позже начать говорить, развиваться.
Другая крайность, когда родители погружаются в чадо всецело, подчиняя свою жизнь ребенку. Забывают о своих интересах, хобби, потребностях, начиная буквально с нескольких месяцев обучать ребенка всевозможным «развивашкам», посещать многочисленные курсы. Будто в какую-то гонку включились, когда начали показывать буквы еще лежащему в колыбели. Но ко всему лучше подходить согласно возрасту и дозировано, тогда от занятий будет польза и детям и родителям.
Или вот еще – попустительство. В этом случае ребенку можно всё, никаких запретов не существует, никаких правил, ведь иначе родители считают, что чадо не почувствует их любовь. Есть яркий пример такой истории: мама не чистила зубы своей маленькой дочке, потому что она плакала. «Раз расстраивается, значит это нарушит наши с ней отношения», - решила женщина. После чего водила двухлетку к стоматологу лечить приобретенные проблемы. Вседозволенность не равно «любовь», правила нужны, ведь именно так взрослый способен обеспечить безопасность. Когда есть границы дозволенного, ребенок чувствует себя защищённым.
Вместе с тем, родители сейчас стали более боязливыми. Изобилие всевозможной информации делает их такими, ведь кажется – «буду больше знать, удастся лучше контролировать». Но это лишь повод для лишней тревоги. «Почему ты из магазина шел так долго?» - обращается мама к ребенку, «Почему GPS-трекер показывает, что возвращался из школы обходными путями?» - от неадекватного чрезмерного наблюдения дети, напротив, только страдают, замыкаются и теряют доверие.
ЭксклюзивМнения
Директор гимназии № 5 Эдуард Перепечай о том, почему смартфону в школе не место
03 марта 2021, 11:30 0

Гиперопека тоже губительна для ваших отношений. «Но ведь, как иначе? В наше время хоть спокойно было, а сейчас я не смогу ребенка отпустить одного погулять», - иногда слышу я возражения родителей. Вот только, вероятно, взрослые забыли, что некоторые из них росли, скажем, в 90-е – время, которое трудно назвать безопасным и спокойным. Но гуляли они одни, отпрашиваясь у мамы еще на часок, а мальчишки, да и девчонки, «изучали» гаражи, огромные лужи. Все дело в том, что не было такого количества доступной информации, а сейчас, начитавшись, бывает, надуманных историй в родительских чатах, мамы и папы тревожатся все сильнее. Хотя дети в наше время как на ладони: телефон с отслеживанием, умные часы, контрольно-пропускной пункт в школе, оповещающий, когда ученик пришел и вышел из учреждения.
К сожалению, вот так часто и бывает: думаем, что делаем как лучше, а на самом деле допускаем ошибку и действия наши отражаются на ребенке, порой, приводят к трудностям.
Что же делать родителям? Обратить внимание на формирование контакта, теплых и доверительных отношений с самого раннего детства. Например: важно проводить с ребенком индивидуальное время, минут 20-30 уже будет хорошо, но только все внимание в это время сконцентрируйте на ребенке. Делайте то, что он захочет: вместе поиграйте в куклы, порисуйте, погуляйте. Интересуйтесь искренне настроением, мнением, увлечениями, не сводите все к простому диалогу по типу «как дела в школе, какие оценки сегодня, сделал ли домашнее задание». В это ваше «волшебное время» не отвлекайтесь на телефон, готовку или другие дела – так проведенные полчаса будут намного эффективнее, чем приглядывать за чадом «24/7» и попутно заниматься своими делами. Практикуя с малых лет такую традицию, будет проще поддерживать в подростковом возрасте доверие, открытость и контакт.
Что ещё тревожит современных родителей? Зачастую взрослые не знают, как решить вопрос с гаджетами, поскольку своего такого детского опыта у них нет: стоит ли разрешать малышам изучать смартфон, или запретить? Скажем, не будет ли ничего плохого в том, чтобы дать телефон ребенку, чтобы занять его? Понять родителей можно, и в целом, если также выделять определенное время для этого, подобное знакомство с технологиями допустимо. Но необходимо помнить о нормировании времени за электронными устройствами, иначе у детей развивается самая настоящая зависимость от них. Я бы назвала это «электронный фаст-фуд»: яркая картинка на экране будет привлекать больше, чем реальные игрушки, а организовать свой досуг ребенку станет сложнее, меньше развивается фантазия.
ЭксклюзивМнения
Детский психолог Татьяна Васильченко - о зависимости детей от социальных сетей, о том, как это распознать и что делать
01 апреля 2021, 10:30 0

Для детей стоит ограничить и времяпрепровождение в Интернете, например, поставив «Родительский контроль». И лучше хотя бы примерно знать, что делает ваш ребенок в сети. Личные переписки читать не нужно, а общедоступную информацию (ту же анкету) можно изучить. В том числе и самим взрослым лучше провести ревизию в чатах и подписках – оставить только нужные, проверенные, чтобы лишний раз не паниковать и не тревожиться.

Да и в целом, родителям стоит помнить про баланс. Про баланс воспитания ребенка и своего отдыха, занятий. Ведь то, как родитель обходится с собой и своими потребностями, ребенок видит, запоминает и неосознанно перенимает эту модель. Считает, что «все лучшее – детям» - это непременно про ущемление себя. Не нужно уходить в крайности, подгонять малыша под какой-то единый стандарт, или более того, сравнивать его с другими детьми, которые «слушаются родителей». Интересуйтесь больше внутренним миром ребенка и сможете вовремя услышать «крик о помощи» - его неудовлетворенность чем-то, обсудить возникшие сложности, с которыми можно справиться вместе.

По теме