Мы теряем наших детей
По социальным сетям гуляет ролик, на котором ученица хабаровской школы устроила Тик-ток провокацию опытному, судя по возрасту, учителю, чем вызвала его негодование: перегородив партой проход, она попыталась проверить у педагога QR-код. И это еще самая невинная шутка из тех, что проделывают нынешние ученики с учителями. Что нужно делать, чтобы прекратить этот беспредел мы спросили у хабаровчан.

Директор Хабаровского лицея №5 Эдуард Перепечай:

- По-человечески жалко учителей, который вынуждены сталкиваться с издевательским отношением некоторых учеников. Подчеркну – так поступают далеко не все ребята, многие ведут себя уважительно.
В первую очередь, все идет из семьи. Часто родители в суматохе, в погоне за заработком просто не интересуются жизнью детей. Обули, одели, накормили – свой долг, считай, выполнили. Это огромная проблема нашего времени. Дети чувствуют себя оставленными! Нужно отключаться от своих забот, интересоваться, какие проблемы волнуют ребенка, что у него случилось за день, что его тревожит. Безусловно в этом межличностном общении именно родители должны прививать уважение не только к учителям, но к любому человеку, будь то дворник, сантехник, да хоть кто…

О чем говорить, если приходится слышать от родителей сложных детей: «Вас там учили в Пединституте, вот и занимайтесь с ним!». А ведь нужно понимать, сейчас школа это, к сожалению, больше образовательное учреждение, на воспитание у педагогов из-за огромной нагрузки, бумажной волокиты, нет ни сил, ни времени.

Вот и получается, что дети предоставлены сами себе и поведение выстраивают, исходя из потока информации, получаемой через интернет и СМИ.

По большому счету мы начинаем терять наших детей, обрекая их на свободное «воспитание» социальными сетями, еще в самом начале. Когда годовалый малыш тянется за телефоном, с упоением бряцает по кнопкам, а мама и рада, что он не орет и не нервничает. Именно в этот момент нужно выработать правильное отношение – ограничить время использования гаджета, перетерпев истерики.

Я считаю, что в школе ребенок должен учиться, а телефоны очень расхолаживают, мешают сосредоточиться. Верно сделали во Франции, там на федеральном уровне запретили использование личных электронных устройств во время занятий. Мы в нашей школе тоже внедрили такую практику еще в 2001 году, когда я занял должность директора.
Кроме того, мы не закрываем глаза на вызывающее поведение детей. Тех, кто за неделю больше всех отличился, приглашаю на чай с директором. Спокойно один на один беседуем, я рисую возможную перспективу будущего с таким поведением. Помогает и видеонаблюдение, которое мы недавно установили общими усилиями с родителями. Если ученик устроил выходку, прошу преподавателей сделать видеонарезку момента. Смотрим его вместе с юным виновником. Ребенок, когда видит со стороны свой поступок, совсем иначе его воспринимает.

 В целом, сейчас в школах наблюдается серьёзная нехватка учителей. Многие молодые педагоги не выдерживают даже первый год работы, уходят. В результате в некоторых учебных заведениях просто некому вести основные предметы. Директора вынуждены обращаться к ветеранам отрасли, которые давно ушли на покой, с просьбой о помощи. Опытные педагоги отзываются, приходят и бывают не готовы к поведению современных учеников.
Если мы, руководство школы и родители, не приложим усилия и не будем стараться изменить ситуацию, боюсь представить, что нас ждет, каким станет качество образования?
ЭксклюзивМнения
Директор Хабаровского лицея №5 Эдуард Перепечай о том, почему учитель перестал быть авторитетом для учеников и их родителей:
01 сентября 2021, 09:30 0



Председатель краевого Совета отцов Виктор Лягущенко:

Еще каких-то 50-60 лет назад родители стали продвигать позицию: все лучшее детям, дети – это цветы жизни. Отдавали все ребенку, пренебрегая собой. А дети восприняли это как данное. Мы собственноручно выработали эгоистичный подход. Дай, да дай! В результате такого социального потребительства, образование многие восприняли как услугу, которую учителя обязаны предоставлять, им же за это деньги платят. А ведь задача именно родителей воспитать понимание, что педагог – это тот, кому нужно быть благодарным. Он вкладывает в тебя силы, знания, чтобы ты стал человеком!


Здесь же важно ребенка замотивировать. Объяснить, зачем ему школа, знания. Разобраться, к какой цели он идет. Кем поможет ему стать учеба в будущем? Свести акцент с получения бесполезной корочки!
Если уже провокация случилась, то родители и педагогический состав в идеале должны быть выше скандалиста: не отвечать хамством на хамство, стараться разобраться в причинах поведения. Не доводить до критического момента. Поговорить с ребенком, подключить психолога, наших специалистов Совета отцов.
Вот совсем недавно занимался я с детдомовскими десятилетними мальчишками. На одном из занятий притаившаяся на задней парте компания особенно сильно начала шуметь, а на замечание отреагировала хамством. Такие ситуации нельзя заминать. Я понял, что это мое упущение: пригласил ребят пообщаться после занятий, удалось разобраться.
Думаю, проблема заключается и в современном образовании. Старые кадры уходят, а молодежь не совсем восприняла духовную высоконравственную составляющую педагога. Судя по тому, что я вижу, молодые учителя частенько могут позволить спуститься на уровень учеников: произнести в беседе с ними слова-паразиты или ругательства. Уступками, подхалимством завоевывают признание класса – это ложный авторитет. А ведь педагог должен задавать планку!
Советовать, конечно, легко. И все-таки, чтобы таких случаев не происходило, учитель должен быть профессионалом дела и любить учеников, относиться к ним с уважением и без фальши. Дети все чувствуют. Сразу вспоминается случай знакомого сельского учителя музыки, когда он еще был совсем молодым. Он жил рядом со школой, но однажды не пришел на занятие из-за изменения в расписании. Так дети вместо того, чтобы устраивать балаган, пришли к нему, позвали, спокойно ждали и даже в кульке газетном завернули пряники и печение. Это чтобы он подкрепился вместо завтрака. А все потому что он старался дать детям на уроках пения больше, чем заложено в школьной программе. Вот такой ключ к детскому сердцу.

Студентка четвертого курса направления «Учитель начальных классов, сопровождение образование лиц с ОВЗ» ПИТОГУ Анна Федорченко:

Во все времена были дети, которые вели себя вызывающе. Мы готовимся столкнуться с такими эпизодами. Проходим «Психологию детей», на многих предметах проигрываем потенциальные конфликтные ситуации, из которых нужно найти выход. У меня у самой один родной брат и девять двоюродных братьев и сестер. Я знаю, что к ребенку нужно отнестись с добром. Выводит, провоцирует – стерпи, покажи, что он дорог, что ты делаешь все ради него.
Что касается современных веяний, проверок родом из социальных сетей, то я читаю, что это все можно перевести в хорошее русло. Педагог должен идти в ногу со временем. К примеру, можно найти интересную информацию по теме урока в Likee или Тик-токе, дать ребятам задание посмотреть, порассуждать на эту тему или что-то в этом роде. Не нужно бояться нового, его нужно адаптировать под себя.
Конечно, нельзя сказать, что не страшно выходить в школу, включаться в реальный учебный процесс. Особенно в современных реалиях. Сейчас у нас из-за пандемии и дистанционного обучения не было ни одной нормальной практики! К примеру, на одной из них мы должны были наблюдать, как учитель встречает детей в День знаний, общается с ними, с родителями. Это опыт, который несомненно придал бы уверенности. Его отсутствие - большое упущение.
Поэтому страшно не только мне, но и моим сокурсникам. И все-таки мы будем справляться, учиться на месте. Уверенна, все получится.

Педагог-психолог «Петрынинского центра» Татьяна Селезнёва:

Подросткам свойственно проверять границы дозволенного: выяснять практически «на ощупь», как можно или нельзя себя вести с конкретным человеком. Это происходит частенько в ситуациях, когда дети только знакомятся с новым человеком.

Столкновение происходит зачастую из-за разных позиций. В школы приходят учителя старой закалки, которые еще помнят времена, когда авторитет педагога был неприкосновенен, к нему относились как к данности. Нынешние школьники мыслят иначе: пришел, значит докажи, что тебя есть за что уважать, покажи знания, творчество.Учитель должен поставить себя, проявить такт, чувство юмора и так далее.

Если же дети устраивают провокации уже давно знакомому педагогу, значит в отношениях его с классом давно пошел разлад. Возможно ученики чувствуют к себе неуважение, безразличие, формализм. И это способ высказаться, вывести из равновесия своего обидчика. Это объявление о войне, о своей мощи!

Дети чувствуют свою силу, выражая общее мнение коллектива. Это стайное чувство. Тут, к слову, дело даже не в воспитании ребенка. Ощущая групповую поддержку, участвовать может и тихоня, который в одиночку ни в жизнь бы не согласился на неравное противостояние.

Педагог, для которого важно отношение с учениками, должен попытаться исправить ситуацию. Противостоять можно, только, если решать вопрос один на один с каждым из участников конфликта. Ребенок должен понимать, что какую позицию он бы ни занимал – бездействовал или активничал, отвечать за свои поступки придется не бандой, а самостоятельно. Пригласите провокатора, а затем и сообщников на разговор, глядишь все наладится.

Ученица 10 класса комсомольской общеобразовательной школы № 27 Виолетта Левошко:

Выводя учителя из равновесия своими поступками, некоторые ученики выплескивают накопившуюся недовольство, агрессию. Причины могут быть разные. Допустим, педагог занизил отметки или просто оказался не близок по темпераменту. Возможно, это единственный знакомый ребенку по его отношениям с родителями способ отстаивать свою позицию. Вот он и пользуется!

Конечно, это печально, такое выражение мнения недопустимо. Мало ли, что может не нравится в учителе, это не повод устраивать сценки.

Вот допустим, если говорить на чистоту, в любой школе достаточно педагогов, урок которых напоминают сухую лекцию, отвел и ушел. Ну и что теперь сделаешь? Подойди после занятий, попроси объяснить непонятую тему повторно, ну или на крайний случай осваивай тему дома самостоятельно. Но далеко не все рассуждают так, как я.

И все-таки, я считаю, чтобы у учителя не возникало никаких проблем с детьми, он должен быть на одной волне с ними. Очень подкупает, когда специалист любит свой предмет. К примеру, наш учитель истории раскрывает содержание параграфов, полных дат и событий, не заглядывая в учебник. Так интересно, не оторваться! На таком уроке тишина – все ловят каждое слово педагога.

Хочется, чтобы преподаватель был больше, чем официальное лицо, выставляющее отметки в журнал. Чтобы после уроков с ним было интересно поговорить о жизни, да и на занятиях он приводил примеры из практики. Тогда располагаешься к человеку, появляется доверие. Ну кто в таком случае сможет обидеть учителя?

Помню, лишь однажды при подготовке к ОГЭ одноклассник не стал отвечать на вопрос, подумал, что учитель неправильно ему объясняет. Тогда его отправили за дверь, а занятий по этом предмету не было пять дней, пока ребенок не попросил прощение.

 


Мы теряем наших детей
Автор:

Читатели ИА «Хабаровский край сегодня» о том, как вернуть уважение к профессии учителя

Мы теряем наших детей

01.02.2022

ХКС
По социальным сетям гуляет ролик, на котором ученица хабаровской школы устроила Тик-ток провокацию опытному, судя по возрасту, учителю, чем вызвала его негодование: перегородив партой проход, она попыталась проверить у педагога QR-код. И это еще самая невинная шутка из тех, что проделывают нынешние ученики с учителями. Что нужно делать, чтобы прекратить этот беспредел мы спросили у хабаровчан.

Директор Хабаровского лицея №5 Эдуард Перепечай:

- По-человечески жалко учителей, который вынуждены сталкиваться с издевательским отношением некоторых учеников. Подчеркну – так поступают далеко не все ребята, многие ведут себя уважительно.
В первую очередь, все идет из семьи. Часто родители в суматохе, в погоне за заработком просто не интересуются жизнью детей. Обули, одели, накормили – свой долг, считай, выполнили. Это огромная проблема нашего времени. Дети чувствуют себя оставленными! Нужно отключаться от своих забот, интересоваться, какие проблемы волнуют ребенка, что у него случилось за день, что его тревожит. Безусловно в этом межличностном общении именно родители должны прививать уважение не только к учителям, но к любому человеку, будь то дворник, сантехник, да хоть кто…

О чем говорить, если приходится слышать от родителей сложных детей: «Вас там учили в Пединституте, вот и занимайтесь с ним!». А ведь нужно понимать, сейчас школа это, к сожалению, больше образовательное учреждение, на воспитание у педагогов из-за огромной нагрузки, бумажной волокиты, нет ни сил, ни времени.

Вот и получается, что дети предоставлены сами себе и поведение выстраивают, исходя из потока информации, получаемой через интернет и СМИ.

По большому счету мы начинаем терять наших детей, обрекая их на свободное «воспитание» социальными сетями, еще в самом начале. Когда годовалый малыш тянется за телефоном, с упоением бряцает по кнопкам, а мама и рада, что он не орет и не нервничает. Именно в этот момент нужно выработать правильное отношение – ограничить время использования гаджета, перетерпев истерики.

Я считаю, что в школе ребенок должен учиться, а телефоны очень расхолаживают, мешают сосредоточиться. Верно сделали во Франции, там на федеральном уровне запретили использование личных электронных устройств во время занятий. Мы в нашей школе тоже внедрили такую практику еще в 2001 году, когда я занял должность директора.
Кроме того, мы не закрываем глаза на вызывающее поведение детей. Тех, кто за неделю больше всех отличился, приглашаю на чай с директором. Спокойно один на один беседуем, я рисую возможную перспективу будущего с таким поведением. Помогает и видеонаблюдение, которое мы недавно установили общими усилиями с родителями. Если ученик устроил выходку, прошу преподавателей сделать видеонарезку момента. Смотрим его вместе с юным виновником. Ребенок, когда видит со стороны свой поступок, совсем иначе его воспринимает.

 В целом, сейчас в школах наблюдается серьёзная нехватка учителей. Многие молодые педагоги не выдерживают даже первый год работы, уходят. В результате в некоторых учебных заведениях просто некому вести основные предметы. Директора вынуждены обращаться к ветеранам отрасли, которые давно ушли на покой, с просьбой о помощи. Опытные педагоги отзываются, приходят и бывают не готовы к поведению современных учеников.
Если мы, руководство школы и родители, не приложим усилия и не будем стараться изменить ситуацию, боюсь представить, что нас ждет, каким станет качество образования?
ЭксклюзивМнения
Директор Хабаровского лицея №5 Эдуард Перепечай о том, почему учитель перестал быть авторитетом для учеников и их родителей:
01 сентября 2021, 09:30 0



Председатель краевого Совета отцов Виктор Лягущенко:

Еще каких-то 50-60 лет назад родители стали продвигать позицию: все лучшее детям, дети – это цветы жизни. Отдавали все ребенку, пренебрегая собой. А дети восприняли это как данное. Мы собственноручно выработали эгоистичный подход. Дай, да дай! В результате такого социального потребительства, образование многие восприняли как услугу, которую учителя обязаны предоставлять, им же за это деньги платят. А ведь задача именно родителей воспитать понимание, что педагог – это тот, кому нужно быть благодарным. Он вкладывает в тебя силы, знания, чтобы ты стал человеком!


Здесь же важно ребенка замотивировать. Объяснить, зачем ему школа, знания. Разобраться, к какой цели он идет. Кем поможет ему стать учеба в будущем? Свести акцент с получения бесполезной корочки!
Если уже провокация случилась, то родители и педагогический состав в идеале должны быть выше скандалиста: не отвечать хамством на хамство, стараться разобраться в причинах поведения. Не доводить до критического момента. Поговорить с ребенком, подключить психолога, наших специалистов Совета отцов.
Вот совсем недавно занимался я с детдомовскими десятилетними мальчишками. На одном из занятий притаившаяся на задней парте компания особенно сильно начала шуметь, а на замечание отреагировала хамством. Такие ситуации нельзя заминать. Я понял, что это мое упущение: пригласил ребят пообщаться после занятий, удалось разобраться.
Думаю, проблема заключается и в современном образовании. Старые кадры уходят, а молодежь не совсем восприняла духовную высоконравственную составляющую педагога. Судя по тому, что я вижу, молодые учителя частенько могут позволить спуститься на уровень учеников: произнести в беседе с ними слова-паразиты или ругательства. Уступками, подхалимством завоевывают признание класса – это ложный авторитет. А ведь педагог должен задавать планку!
Советовать, конечно, легко. И все-таки, чтобы таких случаев не происходило, учитель должен быть профессионалом дела и любить учеников, относиться к ним с уважением и без фальши. Дети все чувствуют. Сразу вспоминается случай знакомого сельского учителя музыки, когда он еще был совсем молодым. Он жил рядом со школой, но однажды не пришел на занятие из-за изменения в расписании. Так дети вместо того, чтобы устраивать балаган, пришли к нему, позвали, спокойно ждали и даже в кульке газетном завернули пряники и печение. Это чтобы он подкрепился вместо завтрака. А все потому что он старался дать детям на уроках пения больше, чем заложено в школьной программе. Вот такой ключ к детскому сердцу.

Студентка четвертого курса направления «Учитель начальных классов, сопровождение образование лиц с ОВЗ» ПИТОГУ Анна Федорченко:

Во все времена были дети, которые вели себя вызывающе. Мы готовимся столкнуться с такими эпизодами. Проходим «Психологию детей», на многих предметах проигрываем потенциальные конфликтные ситуации, из которых нужно найти выход. У меня у самой один родной брат и девять двоюродных братьев и сестер. Я знаю, что к ребенку нужно отнестись с добром. Выводит, провоцирует – стерпи, покажи, что он дорог, что ты делаешь все ради него.
Что касается современных веяний, проверок родом из социальных сетей, то я читаю, что это все можно перевести в хорошее русло. Педагог должен идти в ногу со временем. К примеру, можно найти интересную информацию по теме урока в Likee или Тик-токе, дать ребятам задание посмотреть, порассуждать на эту тему или что-то в этом роде. Не нужно бояться нового, его нужно адаптировать под себя.
Конечно, нельзя сказать, что не страшно выходить в школу, включаться в реальный учебный процесс. Особенно в современных реалиях. Сейчас у нас из-за пандемии и дистанционного обучения не было ни одной нормальной практики! К примеру, на одной из них мы должны были наблюдать, как учитель встречает детей в День знаний, общается с ними, с родителями. Это опыт, который несомненно придал бы уверенности. Его отсутствие - большое упущение.
Поэтому страшно не только мне, но и моим сокурсникам. И все-таки мы будем справляться, учиться на месте. Уверенна, все получится.

Педагог-психолог «Петрынинского центра» Татьяна Селезнёва:

Подросткам свойственно проверять границы дозволенного: выяснять практически «на ощупь», как можно или нельзя себя вести с конкретным человеком. Это происходит частенько в ситуациях, когда дети только знакомятся с новым человеком.

Столкновение происходит зачастую из-за разных позиций. В школы приходят учителя старой закалки, которые еще помнят времена, когда авторитет педагога был неприкосновенен, к нему относились как к данности. Нынешние школьники мыслят иначе: пришел, значит докажи, что тебя есть за что уважать, покажи знания, творчество.Учитель должен поставить себя, проявить такт, чувство юмора и так далее.

Если же дети устраивают провокации уже давно знакомому педагогу, значит в отношениях его с классом давно пошел разлад. Возможно ученики чувствуют к себе неуважение, безразличие, формализм. И это способ высказаться, вывести из равновесия своего обидчика. Это объявление о войне, о своей мощи!

Дети чувствуют свою силу, выражая общее мнение коллектива. Это стайное чувство. Тут, к слову, дело даже не в воспитании ребенка. Ощущая групповую поддержку, участвовать может и тихоня, который в одиночку ни в жизнь бы не согласился на неравное противостояние.

Педагог, для которого важно отношение с учениками, должен попытаться исправить ситуацию. Противостоять можно, только, если решать вопрос один на один с каждым из участников конфликта. Ребенок должен понимать, что какую позицию он бы ни занимал – бездействовал или активничал, отвечать за свои поступки придется не бандой, а самостоятельно. Пригласите провокатора, а затем и сообщников на разговор, глядишь все наладится.

Ученица 10 класса комсомольской общеобразовательной школы № 27 Виолетта Левошко:

Выводя учителя из равновесия своими поступками, некоторые ученики выплескивают накопившуюся недовольство, агрессию. Причины могут быть разные. Допустим, педагог занизил отметки или просто оказался не близок по темпераменту. Возможно, это единственный знакомый ребенку по его отношениям с родителями способ отстаивать свою позицию. Вот он и пользуется!

Конечно, это печально, такое выражение мнения недопустимо. Мало ли, что может не нравится в учителе, это не повод устраивать сценки.

Вот допустим, если говорить на чистоту, в любой школе достаточно педагогов, урок которых напоминают сухую лекцию, отвел и ушел. Ну и что теперь сделаешь? Подойди после занятий, попроси объяснить непонятую тему повторно, ну или на крайний случай осваивай тему дома самостоятельно. Но далеко не все рассуждают так, как я.

И все-таки, я считаю, чтобы у учителя не возникало никаких проблем с детьми, он должен быть на одной волне с ними. Очень подкупает, когда специалист любит свой предмет. К примеру, наш учитель истории раскрывает содержание параграфов, полных дат и событий, не заглядывая в учебник. Так интересно, не оторваться! На таком уроке тишина – все ловят каждое слово педагога.

Хочется, чтобы преподаватель был больше, чем официальное лицо, выставляющее отметки в журнал. Чтобы после уроков с ним было интересно поговорить о жизни, да и на занятиях он приводил примеры из практики. Тогда располагаешься к человеку, появляется доверие. Ну кто в таком случае сможет обидеть учителя?

Помню, лишь однажды при подготовке к ОГЭ одноклассник не стал отвечать на вопрос, подумал, что учитель неправильно ему объясняет. Тогда его отправили за дверь, а занятий по этом предмету не было пять дней, пока ребенок не попросил прощение.

 


По теме