Руководитель частного пансионата Александра Котлова о черных риелторах и пожизненной ренте:
- Одно время в прессе появилось большое количество объявлений с предложением заключить пожизненную ренту. Счастливых стариков и их благородных благодетелей показывали по телевизору, они излучали счастье. Суть пожизненной ренты в том, что пожилой человек подыскивают себе помощника, который согласен ухаживать за ним и выплачивать определенную сумму - и такой помощник становится владельцем квартиры пенсионера после смерти последнего. Мошенники и, прежде всего, черные риелторы, сразу этим воспользовались.
Они заключали договоры, а потом попросту бросали людей, которые подобным образом попытались устроить свою старость. Ко мне привозили пожилых граждан, которых кормили два раза в неделю - истощенных, неухоженных, одичавших.
Мошенницу от отсидки спас 5-летний ребенок
04 августа 2018, 11:00 0
Понятно, что напуганные страшными рассказами пенсионеры перестали кому бы то ни было доверять.
Сегодня в Хабаровске договоры пожизненной ренты – явление крайне редкое, буквально единичное. Хотя пожилых людей, которые больше не могут себя обслуживать и нуждаются в повседневном уходе, очень много. Это могут быть инвалиды, старики после тяжелых травм и перенесенных болезней. Денег на сиделок у них нет, только квартира и скромная пенсия.
Даже если у них есть родственники, они порой не могут ухаживать за бабушкой или дедушкой, им надо работать! Иногда у них просто сдают нервы от той реальности, с которой они каждый день сталкиваются, а ведь она может продолжаться годами. Отношения между родными людьми накаляются до предела. Совсем другое дело – профессиональная служба. Это ее работа.
У меня договоров пожизненной ренты было только два. Одна старушка заключила его, когда ей исполнилось 90 лет, она прожила три года, вторая, помоложе – только два. Женщина сломала шейку бедра и уже не смогла поправиться. Забирала я бабушек в ужаснейшем состоянии, но последние годы своей жизни они прожили спокойными и ухоженными. Мы похоронили их и до сих в селе Кукелево Вяземского района присматриваем за могилами.
Заключить договор пожизненной ренты можно только с физическим лицом, то есть договариваются два человека. Я – индивидуальный предприниматель, и несу ответственность перед человеком всем имуществом, в том числе и своей квартирой. Согласие на пожизненную ренту готовит нотариус. Он дает договор пожилому человеку на три – пять дней, чтобы тот его внимательно изучил. Если у него есть вопросы, он задает, чтобы у него не оставалось сомнений.
Денежный эквивалент ренты, которую я должна выплачивать, зависит от кадастровой стоимости недвижимости. В моем случае это было 27 тысяч рублей в месяц, хотя проживание в сельском пансионате обходится в 36-37 тысяч рублей. Причем, я сразу сказала женщине, что не стану брать ее пенсию. Пусть у нее остаются свои деньги, которыми она вправе распоряжаться. В квартире хозяйки делаю небольшой ремонт и сдаю ее, оплачивая коммуналку. Во втором случае мы просто закрыли квартиру на ключ. Таково было желание клиентки, которая не исключала, что в любой момент может передумать и вернуться к себе домой.
Опять же: подумать о своем будущем стоит заранее, будучи в здравом уме и трезвой памяти. Иначе может наступить момент, когда человек уже не сможет в полной мере осознавать, что он делает, и тогда никакой нотариус договор не оформит. Пожилой человек может стать легкой добычей мошенников.
По договору ренты человек переезжает ко мне в пансионат в однокомнатный номер. В Хабаровске одноместный номер с пятиразовым питанием, осмотром терапевтом раз в неделю, контролем приема лекарств обходится в 2 тысячи рублей в сутки, двухместный – в 1,5 тысячи.
И тут мои риски очень велики. Представьте, что через десять месяцев обнаруживаются родственники, которые вспомнили про бабушку и ее квартиру, и уговаривают ее договор расторгнуть. Вернут они мне только 270 тысяч рублей, хотя я потратила на нее гораздо больше. К слову, первый договор ренты пытались оспорить родственники, которые сначала просто бросили старушку в одиночестве.
Руководитель «Хабаровского центра социальной адаптации» Маргарита Козлова о том, как становятся бездомными
25 ноября 2019, 10:00 0
И еще один нюанс. Даже люди преклонного возраста с болезнями могут жить достаточно долго. Это только кажется, что дни их сочтены. При хорошем уходе они начинают чувствовать себя хорошо. В Италии известен случай, когда договор ренты заключил адвокат. Он умер, обязательства его по уходу за пожилым человеком перешли к сыну, а потом к внуку! Таким долгожителем оказался их клиент! И все это время ему обеспечивался достойный уход!
Если меня не станет, то обязательства по ренте перейдут моим детям. И хотя договор двух лиц – их личное дело, считаю, что социальные службы должны контролировать, как осуществляется уход за пожилым человеком. Кто же еще должен защищать их права на достойную жизнь? И чем больше появится положительных примеров, как можно устроить свою старость, не имея больших накоплений, тем очевиднее будет выход для беспомощных пожилых людей.