Главное

Бензин как индикатор человеческих отношений

05.02.2021
Заусаев
Вадим
Профессор, доктор экономических наук Вадим Заусаев о том, почему любой дефицит заставляет нас переходить запретную грань:

- В Хабаровске уже несколько дней дефицит бензина. Люди часами стоят в очередях на автозаправочных станциях, кто-то покупает топливо впрок, а наиболее предприимчивые автомобилисты стали торговать бензином в канистрах.
Что происходит?
Это, на мой взгляд, фарс-мажорная ситуация, и не более того. На Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе сломался какой-то агрегат. Предприятие остановилось. Естественно, возник недостаток бензина. Вопрос в том, насколько быстро можно было приобрести эту запчасть. Понятно, что она импортная, а против нас введены санкции. Очевидно, достать ее оказалось не так просто.
Подобное ЧП возникло впервые за последние тридцать лет. Если взглянуть на него с экономической точки зрения, возникает вопрос, нужны ли нам еще нефтеперерабатывающие заводы?

Нефтяники просят граждан не поддаваться панике и не запасаться бензином впрок
05 февраля 2021, 10:45 0


В крае два крупных предприятия. Для нас это более, чем достаточно. Они обеспечивают в некоторой мере потребности и всего Дальнего Востока. Да, бензина не хватает, приходится завозить его еще и из других регионов. Ближайший от нас поставщик - Ангарская нефтехимическая компания в Иркутской области. Почему мы все не производим сами? Есть такое понятие, как специализация. Так вот, если выгоднее производить продукцию где-то в Сибири, то там это надо и делать. Когда-то очень серьезно рассчитывалась эффективность и целесообразность размещения производства на той или иной территории.
Стратегией развития Дальнего Востока предполагалось строительство нефтехимического завода в Находке, но намерения так и остались намерениями.
Аварийные ситуации могут случиться на любом предприятии. Сейчас ХНПЗ уже начал работать, так что все нормализуется.  
Я понимаю людей, которые стоят в очередях, нервничают, куда-то опаздывают, что-то не успевают. Особенно страдает бизнес, где нужна четкость и оперативность. Но, согласитесь, это не критическая ситуация, совсем не то, как если бы, вдруг остановилась ТЭЦ, и половина многоэтажных домов в городе осталась бы в тридцатиградусный мороз без отопления. Сейчас ничего страшного не происходит. Кто-то пересел на такси, кто-то стал пользоваться услугами общественного транспорта. Жизнь в Хабаровске не остановилась.
Понятно, что люди привыкли к определенному образу жизни. Комфорту, который дает автомобиль. Ты свободен и независим в своих передвижениях. Но надо быть готовым к таким вещам. Причем, всем. На случай, если возникают непредвиденные обстоятельства, существует Госрезерв. Бензин уже пришел из этих запасов.

ЭксклюзивЭкономика
Некоторые агрегаторы повысили стоимость проезда более чем на 50 %
02 февраля 2021, 13:00 0


Другое дело, как только возник дефицит бензина, сразу выросли цены. Думаю, на прежний уровень после того, как спадет ажиотаж, они уже не вернутся. У нас почему-то любой катаклизм, любая экономическая проблема оборачивается скачком цен. А высокая цена нефтепродуктов – главная проблема экономики, она сдерживает развитие бизнеса, увеличивает затраты производства, а оно у нас, на Дальнем Востоке, и так достаточно затратное. И потом цены на продукты и без того достаточно высоки.
С точки зрения бизнеса все, что происходит, - нормально. Как только спрос превышает предложение, цены растут. Но одно дело поднять их на 10-15 процентов, а другое взвинтить в полтора-два раза. Конечно, это закон рынка, предприниматели делают то, что им выгодно.
Но есть же еще и человеческие отношения! Вообще в обществе, к сожалению,  нет прежнего взаимного уважения, какая-то грань, по-моему, перейдена. В такие моменты это чувствуешь особенно остро. Давайте все-таки оставаться людьми. Ситуация с бензином в ближайшие дни разрешится окончательно, все успокоится вернется в прежнее русло. Хорошо бы еще в прежнее доброе русло вернулись и человеческие отношения.
По теме