Главное

Волшебники в белом, или Выводы по итогам экзамена

23.04.2020
Сулейманов
Салават

Профессор Салават Сулейманов о том, как COVID-19 изменил отношение к врачам:

- Вопрос отношения общества к людям в белых халатах он и простой, и сложный одновременно. Сейчас в социальных сетях, через СМИ очень много раздаётся голосов с позитивной оценкой работы врачей. Люди ценят то, как они самоотверженно ведут борьбу с коронавирусной инфекцией. Мне показалось, что это начало изменения отношения к моим коллегам со стороны наших сограждан.

Но по мере распространения COVID-19 вновь появился негатив. Действительно, из-за перехода всех лечебных учреждений на режим повышенной готовности многим с не экстренными случаями стало ещё сложнее попасть на приём к тому или иному узкому специалисту, чем в обычное время. Автоматически люди переносят своё недовольство на врача. Хотя медработников поставила в такое положение непростая эпидемиологическая ситуация. Но трудно ожидать объективности от людей, которые приходят в поликлинику, в ФАП со своими проблемами. Каждому же хочется, чтобы именно на него обратили внимание, на его болячки.

Со стороны государства наконец-то прозвучали признания, что врачи, средний и младший медицинский персонал, даже простые водители скорой помощи трудятся в зоне высокого риска. Хотя к такому осознанию общество могло бы прийти и раньше.

Мы говорим о высоких рисках профессии полицейских, военнослужащих. Поэтому и зарплаты им очень существенно повышены. Только получившим погоны молодым силовикам сразу платят значительно больше, чем молодым врачам. Да, у них высокие риски могут быть: во время боевых действий, во время задержания преступника. А у врача нет рисков? Это же и контакт с заразными больными, и повышенная ответственность за жизни пациентов. Сложившаяся ситуация это подчеркнула, сделала это выпуклым.
Часть персонала уволилась из-за нагрузки и опасений заразиться
20 апреля 2020, 16:30 0

И ВИЧ-инфицированные, и с гепатитом пациенты постоянно бывают. Врачи не всегда знают, кто чем болеет. Взять, к примеру, хирургов, отрабатывающих экстренную помощь. Анализы же приходят потом, когда операцию человеку уже сделал. Проколол случайно во время операции перчатку, позже узнал, что человек инфицирован. И это будни медицинского работника. Риски в работе врачей, фельдшеров, медсестёр и так далее присутствовали всегда.

Сейчас эти риски на фоне ситуации с COVID-19 активно обсуждаются. Общество раньше просто недооценивало это. 

Да, государство объявило о повышенных выплатах медицинским сотрудникам, которые работают с инфицированными COVID-19. Но ведь мы забываем, что при этом увеличилась нагрузка на врачей, работающих с обычными пациентами. Функционал перепрофилированных под инфекционные госпитали лечебных учреждений передан другим клиникам. А с оплатой как?

В целом же, как я уверен, уроки общество должно извлечь из этой истории. Ценность всех, кто работает в системе здравоохранения должна быть пересмотрена. Должно измениться отношение и к науке. Сейчас труд учёных обществом и государством недооценён. И молодежь-то практически не идёт в медицинскую науку. Не хотят работать за копейки.

Хабаровские вирусологи отмечают 125-летие со дня рождения Льва Зильбера
27 марта 2019, 13:00 0

Кто такие были бактериологи и вирусологи еще месяц назад? О них никто в нашей стране не помнил. Но, когда пришел час «Ч», выяснилось, что это нужные люди, это важные люди. Важно, чтобы их снова не забыли, когда ситуация стабилизируется. Ведь нужны годы, чтобы состоялись научные школы. 

Сейчас вся наша много лет реформируемая система здравоохранения проходит самый серьёзный экзамен за последние десятилетия. Не проверяющие какие-то, а сама жизнь проводит эту ревизию. Какие мы сделаем выводы по итогам этой проверки - большой вопрос.

Почему человечество оказалось не готово к нынешней пандемии? Ведь звоночки-то звенели! В 2002 году пришла атипичная пневмония, вызывающая ТОРС (тяжёлый острый респираторный синдром). Это тоже был коронавирус. Я помню панические настроения в то время. Но через год-два все стихло само собой. Вакцину начали разрабатывать тогда, но просто бросили. Вроде бы зачем? В 2012 году началась вспышка ближневосточного синдрома MERS. И опять выводов никаких не сделали.

И вот новая проверка. И мы видим, что в мире далеко не все страны, которые гордились своими системами здравоохранения, выдержали этот экзамен. Но очень боюсь, что как только COVID-19 уйдёт, как ТОРС и MERS, всё вернётся на «круги свои» и опять о врачах, как волшебниках в белых халатах будут вспоминать только в день медработника или в таких острых ситуациях как сейчас, когда они вместо белых халатов снова оденут белые противочумные костюмы. 


По теме