Педагог-психолог Ирина Донкан о том, где кроются причины жестокости подростков:
- Нашумевшая история с юным жителем Ульяновской области, который зарубил всю свою семью и покончил с собой - ужасна. Но самое ужасное, что в последнее время отмечается всплеск агрессии или суицидальных намерений у школьников, в том числе и в Хабаровском крае.
Много разговоров о том, что в этом виноват интернет, волна насилия и жестокости в масс-медиа. Но я думаю, это не так. Конечно, свою лепту вносит и общество. Подростки могут копировать насилие, увиденное в интернете, или перенять его от друзей.
Ульяновская история еще раз говорит родителям о том, что отпускать «в свободное плавание» подростков опасно, ведь в этом возрасте начинается перестройка организма, происходит мощный гормональный взрыв.
А мама мальчика в своем блоге сама признавалась, что дословно, «практически не вмешивалась в его жизнь». При этом гордилась, что он хорошо учится, растет умным и талантливым. А сын в это время, как выяснилось, считал свою маму главным врагом...
Это нормально и взрослым важно помочь пережить подростку этот период, а не отстраняться!
Участие родителей в жизни ребенка должно быть всегда, с самого детства. Уже в 3 года малыш все чаще говорит: «Я сам», в четыре – формируется его волевое поведение, когда родители задаются вопросами «Почему ребенок нас не слышит?». Уже на этом этапе важно заложить правила поведения, а иначе чего ждать от него в подростковом возрасте?
Мне вспоминается история, когда подросток многократно пытался рассказать родителям о проблемах и трудностях, преследующих его. На что мама только отмахивалась, мол, потерпи, учебный год завершится, придет лето и тебе станет легче. В итоге - нервный срыв и преступление, которое привело подростка к уголовной ответственности. И только здесь родительница спохватилась, стала обвинять школу, общество, но в своем глазу и соринки так и не увидела.
Если у подростка есть какие-то личные переживания, депрессивное и суицидальное состояние и ему не к кому обратиться за помощью, тем более получить профессиональную психологическую помощь, то его психика может не справиться с долговременным стрессом.
В ульяновском случае мальчика категорически не устраивало, что его заставляли быть «бесплатной сиделкой» для младших детей. Его угнетала необходимость жить в деревне и бедность семьи. Насколько известно, он неоднократно жаловался на это.
Больше разговаривайте с детьми, прислушивайтесь к ним, взаимодействуйте, объясняйте необходимость тех или иных своих действий. И вероятность неконтролируемого поведения станет меньше.