Стоит ли давать ребёнку в руки гаджет, чтобы он успокоился и просидел на одном месте хоть 10 минут? Или лучше будет спрятать от чада все смартфоны в доме?
Главное – не впадать в крайности. Здравый смысл и чуткий подход к потребностям ребёнка в развитии даст наилучший результат. Перед родителями стоит важная задача – воспитать его человеком своего места и времени. Гаджеты уже изобретены, они никуда не денутся, поэтому детям важно научиться жить в мире с ними. Но также ребёнку необходимо понять законы, по которым устроен наш реальный мир.
Конечно, ребенка стоит научить пользоваться гаджетами и разбираться в новых технологиях. Однако не нужно его полностью погружать в виртуальную среду, уповать на её развивающие возможности.
Беспокоиться стоит, если ребёнок с раннего возраста предпочтёт гаджеты взаимодействию с настоящими игрушками, предметами, общению с мамой и со сверстниками.
Психика малыша устроена так, что до 5 лет он не различает мир реальный и виртуальный. Ему всё кажется настоящим. В «заэкранном» мире всё просто и приятно. Он яркий, увлекательный, создан с учётом особенностей восприятия детей. В нём не нужно преодолевать серьёзные трудности. Он всегда даст ребёнку второй, третий и сотый шанс победить или найти правильный ответ. Там всё просто: если тебя не устраивает персонаж, можно его удалить, а если соскучился – восстановить.
Однако в реальном мире так не бывает. И для качественной взрослой жизни ребёнку, в первую очередь, необходимо понять законы реального мира, научиться жить в нём.
Ребенок, качественно и разнообразно исследующий реальный окружающий мир, в своём развитии будет на голову выше сверстников, проводящих все время в смартфоне.
Взрослым, усаживающим ребёнка перед монитором, необходимо быть честными перед самим собой: гаджеты помогают нам, родителям, освободить для себя немного времени или успокоить, занять ребёнка, когда наши возможности уже исчерпаны.
И, соответственно, когда мы сталкиваемся с тем, что ребёнок из всего многообразия возможностей выбирает планшет и диван, мы злимся и нервничаем. А ведь ребёнок не виноват, он просто не знает, как по-другому!
Еще один диссонанс в развитии, вызываемый гаджетами, когда они становятся важнее людей. Смартфоны – это дорогие «игрушки». Создавая ажиотаж по поводу гаджетов, мы формируем такое же отношение у ребёнка. Когда родители чрезмерно переживают из-за сохранности своего смартфона, наказывают чадо за то, что он взял его и что-то с ним сделал, они искусственно повышают значимость этой вещи. «Не трогай!», «Разобьешь!», «Это мамино!» - телефон превращается в важный признак взрослости, символ власти. Ребёнок решает, что гаджет для родителя важнее, чем он сам. И отсюда все эти истории, где дети чуть ли не с ножом бросаются на маму за то, что она отбирает телефон.
Самая большая крайность, вызванная стремлением оградить ребёнка от вреда гаджетов, – полное их исключение из семейной жизни. Когда дома нет ни телевизора, ни компьютера, а смартфон родители используют, только когда ребёнок спит. Но, как говорится, «шило в мешке не утаишь».
В первые пять лет жизни ребёнка, когда закладываются основы его личности, формируются все его основные способности, стратегии поведения, важно показать поле возможностей, которое даёт реальная жизнь. Ведь всё эти годы – это эксперимент: «Что будет, если…» Вот ребёнок берёт камушек, кидает его, и он падает – малыш познаёт законы гравитации. Разрушает башенку из кубиков – развивает аналитическое мышление, потому что видит: целое состоит из частей. Наши органы восприятия или сенсорные системы – зрение, слух, осязание, обоняние, тактильные и вестибулярные ощущения, ощущения от мышц и суставов – дают мозгу колоссальный объём информации. Их качественное развитие – фундамент для становления ребёнка. Какое место во всём этом занимают гаджеты? Небольшое. Какое место занимает реальный мир? По-прежнему огромное.
Поэтому очень важно соблюдать баланс между реальным и виртуальным миром, не впадая в крайности.