Главное

А взрослые вообще работают?

05.12.2017
Пащенко
Анастасия

Стоит ли давать ребёнку в руки гаджет, чтобы он успокоился и просидел на одном месте хоть 10 минут? Или лучше будет спрятать от чада все смартфоны в доме?

Главное – не впадать в крайности. Здравый смысл и чуткий подход к потребностям ребёнка в развитии даст наилучший результат. Перед родителями стоит важная задача – воспитать его человеком своего места и времени. Гаджеты уже изобретены, они никуда не денутся, поэтому детям важно научиться жить в мире с ними. Но также ребёнку необходимо понять законы, по которым устроен наш реальный мир.

Вообще, наши дети живут в уникальное время: многие понятия, казавшиеся незыблемыми еще 10 лет назад, опровергаются. Знания стремительно устаревают, а технологии развиваются настолько быстро, что опыт предшествующих поколений для сегодняшних малышей может оказаться бесполезным. Современному ребёнку необходимо научиться быстро приспосабливаться к переменам, уметь обучаться, работать с огромным количеством информации, быть коммуникабельным.

Конечно, ребенка стоит научить пользоваться гаджетами и разбираться в новых технологиях. Однако не нужно его полностью погружать в виртуальную среду, уповать на её развивающие возможности.

Беспокоиться стоит, если ребёнок с раннего возраста предпочтёт гаджеты взаимодействию с настоящими игрушками, предметами, общению с мамой и со сверстниками.

Психика малыша устроена так, что до 5 лет он не различает мир реальный и виртуальный. Ему всё кажется настоящим. В «заэкранном» мире всё просто и приятно. Он яркий, увлекательный, создан с учётом особенностей восприятия детей. В нём не нужно преодолевать серьёзные трудности. Он всегда даст ребёнку второй, третий и сотый шанс победить или найти правильный ответ. Там всё просто: если тебя не устраивает персонаж, можно его удалить, а если соскучился – восстановить.

Однако в реальном мире так не бывает. И для качественной взрослой жизни ребёнку, в первую очередь, необходимо понять законы реального мира, научиться жить в нём.

Мне доводилось видеть, как дети, с младенческого возраста играющие на планшете, в 2-3 года пытаются сделать масштабирование настоящего цветка, пытаются увеличить его двумя пальцами. И в недоумении и возмущении начинают плакать, когда у них это не получается.

Ребенок, качественно и разнообразно исследующий реальный окружающий мир, в своём развитии будет на голову выше сверстников, проводящих все время в смартфоне.

Взрослым, усаживающим ребёнка перед монитором, необходимо быть честными перед самим собой: гаджеты помогают нам, родителям, освободить для себя немного времени или успокоить, занять ребёнка, когда наши возможности уже исчерпаны.

Дети подражают взрослым и хотят быть как они. Если раньше дети подражали тому, как мама готовит еду, нянчит детей, папа рубит дрова или ловит рыбу, то сейчас малыши точно так же воспроизводят деятельность взрослых, которую наблюдают.
А сейчас существует огромное количество профессий, суть которых непонятна не то что ребёнку, но и многим взрослым! Дети наблюдают, например, как папа лежит на диване и что-то листает в смартфоне, и не понимает, что он вообще-то работает. И точно в таком же положении он видит родителей отдыхающими. При этом ему говорят то: «Не мешай, я работаю», то: «Не мешай, дай отдохнуть», не меняя позы.

И, соответственно, когда мы сталкиваемся с тем, что ребёнок из всего многообразия возможностей выбирает планшет и диван, мы злимся и нервничаем. А ведь ребёнок не виноват, он просто не знает, как по-другому!

Еще один диссонанс в развитии, вызываемый гаджетами, когда они становятся важнее людей. Смартфоны – это дорогие «игрушки». Создавая ажиотаж по поводу гаджетов, мы формируем такое же отношение у ребёнка. Когда родители чрезмерно переживают из-за сохранности своего смартфона, наказывают чадо за то, что он взял его и что-то с ним сделал, они искусственно повышают значимость этой вещи. «Не трогай!», «Разобьешь!», «Это мамино!» - телефон превращается в важный признак взрослости, символ власти. Ребёнок решает, что гаджет для родителя важнее, чем он сам. И отсюда все эти истории, где дети чуть ли не с ножом бросаются на маму за то, что она отбирает телефон.

Самая большая крайность, вызванная стремлением оградить ребёнка от вреда гаджетов, – полное их исключение из семейной жизни. Когда дома нет ни телевизора, ни компьютера, а смартфон родители используют, только когда ребёнок спит. Но, как говорится, «шило в мешке не утаишь». 

И если в дошкольном возрасте ребёнок полностью лишён контакта с виртуальным миром, то уже в начальной школе это может стать серьёзной проблемой. В школьном возрасте контроль родителей с каждым днем уменьшается, и ребёнок, открыв для себя чудесный мир виртуальности, старается «добрать» то, чего был лишен. Педагоги и психологи утверждают, что такой ребенок даже сильнее подвержен зависимости от гаджетов, нежели его сверстник, который имел с ними дело в детстве.

В первые пять лет жизни ребёнка, когда закладываются основы его личности, формируются все его основные способности, стратегии поведения, важно показать поле возможностей, которое даёт реальная жизнь. Ведь всё эти годы – это эксперимент: «Что будет, если…» Вот ребёнок берёт камушек, кидает его, и он падает – малыш познаёт законы гравитации. Разрушает башенку из кубиков – развивает аналитическое мышление, потому что видит: целое состоит из частей. Наши органы восприятия или сенсорные системы – зрение, слух, осязание, обоняние, тактильные и вестибулярные ощущения, ощущения от мышц и суставов – дают мозгу колоссальный объём информации. Их качественное развитие – фундамент для становления ребёнка. Какое место во всём этом занимают гаджеты? Небольшое. Какое место занимает реальный мир? По-прежнему огромное.

Поэтому очень важно соблюдать баланс между реальным и виртуальным миром, не впадая в крайности.


По теме