С половины девятого до двух – школа. В два тридцать – репетитор по математике. С четырех до полшестого – хореография. В семь вечера – английский язык. И так шесть дней в неделю, с отклонениями в зависимости от того, мальчик у вас или девочка. В воскресенье – все то же самое, только без уроков.
В таком графике сегодня живут многие школьники. Их родители твердо уверены: чем больше занято их чадо, тем больше толку выйдет во взрослой жизни.
Работая с детьми младшего школьного возраста, эксперт каждый день видит особенность: ее воспитанники приучены к деятельности «короткого шага»: отчитался – сделал «домашку» - снова отчитался – снова сделал «домашку», и так далее. Они берегут время. А длинный проект, в котором можно ошибиться, можно что-то скомкать и выбросить, попробовать заново – этого не хватает. А главное – на это нет свободных минут.
Кружки – это замечательно. Но надо выбирать и дозировать. Например, у моих дочерей из многочисленных «хочу» на этот учебный год мы оставили те, которые именно сейчас наиболее актуальны. Вот «горит» обучение игре на гитаре – давай. Возможно, на следующий год что-то изменится. Понятно, что среди дополнительных занятий есть вещи обязательные, которыми нельзя позаниматься и бросить. Это, скажем, языки – изучая их, надо постоянно держать себя в тонусе. Я вижу, как дети, которые пошли в школу, заняты в кружках, в определенный момент буквально впадают в ступор, не могут ничего придумать. Должны же быть какие-то внешние осязаемые результаты деятельности, которые важны в настоящей жизни, а не в школьной.
Пример из своей практики: мальчик собрал робота, и вроде все. Его спрашивают, уверен ли он в своей работе. Говорит – да. Но стоит дернуть этого робота за одну деталь, и он рассыпается. Пытаются объяснить: «Почему ты решил, что работа завершена? Ты делаешь это не для оценки, нам нужно, чтобы этот робот пошел».
Рассуждая о том, чем отличаются нынешние школьники от своих родителей в том же возрасте, специалисты говорят о нехватке подвижности. И дело не в лени:
Институт репетиторства с каждым днем набирает популярность. Я считаю ситуацию неправильной – ведь репетитор, по сути, дублирует работу учителей. Если в школе не удается усвоить материал, лучше полностью перевести ребенка на занятия с репетитором. Тогда освободится масса времени – полдня!
Обе мои дочери на домашнем обучении. А в прошлом учебном году таких детей в Хабаровске всего было 120. Те, кто выбрал такой путь, считают, что это очень удобно.
Сейчас это бич нашей школы: занятие закончено, и все. У школьников нет мотивации выходить за рамки программы. Такие растут «профессиональные отличники», которые приспособлены четко выполнять ровно ту задачу, которая перед ними поставлена.
Бывает, родители жалуются, что после «перебора» с разными занятиями дети в определенный момент бросают вообще все. Обычно отказ от прежних увлечений случается лет в 11-12. Это происходит по разным причинам. Может быть, подросток не получил нигде успешного подкрепления, везде был неудачлив. Поэтому он ничего не хочет больше пробовать.
В таком случае советую искать не конкретный кружок или секцию, а мастера. Такого взрослого человека, который способен вдохновить, который так круто делает свою работу, что ребенок захочет принадлежать этой истории.
В этом плане хороши туристические походы. Экстремально, страшно, эмоционально. После такой встряски ребенок, возможно, пересмотрит свои приоритеты и определится, чего он на самом деле хочет. Чем хорошо это время, пока учишься в школе – можно попробовать себя в разных сферах, получить представление о них, а потом уже решить, кто ты.
Резюмируя, можно сказать, что роль родителей колоссальна. Только родитель несет ответственность за своего ребенка. Но часто есть соблазн эту ответственность делегировать кому-то. Вокруг этого огромный рынок коммерческих услуг состоялся, начиная от рождения и где-то до пятого класса. Поэтому, прежде чем начать подпитывать этот рынок своими деньгами, стоит хорошенько подумать о планировании дня своего ребенка.