Главное

Звёзды в картине мира

25.08.2017
Гаврилов
Андрей

Астрономия - это одна из мировоззренческих наук, которая завершает формирование целостной картины окружающего мира. За последние 20-30 лет было сделано много фундаментальных открытий, которые если не перевернули, то во многом изменили наш взгляд на мир. Если раньше считалось, что мы на 90% знаем наш мир, то теперь стало понятно, что мы знаем совсем немного, лишь 5-7% из того, что нас окружает.

Появилось много вопросов, которые ни в классической физике, ни в классической астрономии, ни в астрофизике ранее не затрагивались и не обсуждались. Например, проблемы темной материи и темной энергии. Так что мы сейчас больше не знаем, чем знаем. За 30 лет все здорово перевернулось.
Если взять классические работы по астрономии 1970-х годов, то там говорилось о том, что мы можем зарегистрировать существование планетарных систем вокруг других звезд. Но только косвенно. Был даже вопрос, насколько вообще распространены планетарные системы. Считалось, что их не так много. В 2000-х годах, благодаря работе космических телескопов, стало понятно, что планетарных систем в галактике - множество. И в наше время вопрос уже состоит не в том, есть ли эти планеты и можем ли мы их наблюдать, а в том, чтобы найти планеты земного типа.
Современную астрономию волнует, есть ли жизнь на других планетах. Астрономия в целом затрагивает много вопросов, в том числе и философских - о нашем одиночестве во вселенной. Такие моменты во многом влияют на становление личности человека.

К сожалению, когда астрономия была убрана из школ, получили развитие такие направления как астрология, гадания, страшилки о том, что земля вот-вот столкнется с кометой, будет конец света... Люди просто оказались мало осведомлены о структуре окружающего нас мира, именно с точки зрения науки. Введение астрономии в школах, конечно, завершит формирование у ребят единой естественно-научной картины мира, они будут знать процессы, происходящие не только на земле, но и во вселенной.

Астрономия - наука достаточно непростая, особенно классическая ее часть. Это вопросы определения положения звезд, вычисления траектории движения на небесной сфере, в общем - сложные математические задачи.
Но я просматривал школьные учебники, которые предполагают ввести в школах. В них астрономия рассматривается достаточно поверхностно, передаются общие представления на уровне понятий. Что же касается того, что называется астрофизикой, здесь ничего сложного нет, потому что в основном идет описание.

Сама астрономия зародилась из естественной потребности человека ориентироваться в окружающем мире. Например, по небесным светилам. Иногда этот навык может быть единственным спасением для человека, попавшего в какую-то сложную ситуацию. Это вопросы выживания. В рамках предмета дети могут также закрепить свои знания по физике и использовать их в естественной жизни. Ну и конечно то, что касается внеземной жизни, внеземного разума - все это вызывает интерес. 


maxresdefault.jpg

Но как усердно не изучай теорию, все равно астрономия состоит из практики. Что касается наблюдательной астрономии практика – это наиважнейший компонент при изучении.
Сейчас интернет заполнен различными иллюстрациями, снимками, все это красиво и зрелищно. Но одно дело, когда смотришь на картинку, и совсем другое, когда наблюдаешь в телескоп. Все воспринимается абсолютно иначе.
Конечно, было бы неплохо, чтобы дети могли наблюдать за звездами вживую. Но если телескопа нет, современные возможности интернета позволяют подключаться и проводить наблюдения в режиме онлайн. Также можно использовать виртуальные планетарии. Благодаря современным возможностям, вопрос с материально-техническим обеспечением отчасти может быть снят. Но только отчасти. Живого наблюдения за звездами в настоящий телескоп ничем не заменить. К тому же, ребята научились бы, как пользоваться этой непростой техникой, как настраивать.
Ведь многие думают, что поставил телескоп, навел на небо и просто смотришь. Но это не так, процесс непростой. И работа с техникой, которую надо постоянно настраивать тоже способствует развитию человека.

По теме