Багаж проблем

Глава Союза пассажиров Кирилл Янков рассказал  «Известиям» об отмене бесплатного провоза багажа и новых нормах для ручной клади. ИА  «Хабаровский край сегодня» публикует мнение в рамках совместного проекта с изданием.

Совет Федерации одобрил норму об отмене обязанности авиаперевозчика бесплатно провозить 10 кг багажа по невозвратным — то есть самым дешевым и популярным — билетам. При этом сенаторы активно ссылались на зарубежный опыт. Например, у той же Lufthansa самый дешевый тариф — безбагажный. Но как раз в этом отношении пример с Запада, на мой взгляд, брать было не нужно. По Европе люди летают в среднем на гораздо меньшие расстояния, и часто вместо самолета можно добраться до нужного места поездом. 

Таких расстояний, как у нас, в Европе нет. При этом на международных линиях на длинных — например, трансатлантических — перелетах всегда можно брать багаж бесплатно. А наши перелеты на Дальний Восток — они дольше, чем трансатлантические.

Россия — страна, где люди летают на дальние расстояния, и летают в основном с багажом. «Победа» говорит, что у нее 40% летают без багажа, но у «Победы» сетка не очень длинных маршрутов. Да, из Москвы в Санкт-Петербург, возможно, 40% и летают без багажа. Но покажите мне того, кто летает без багажа из Москвы в Магадан. Поэтому отмена бесплатного провоза — это неправильно, и это ударяет по интересам пассажиров.

Аргументация авиакомпаний, что могут снизиться цены на билеты, — непроверяема. По той причине, что не существует ни отчетности, ни статистики о том, по каким тарифам фактически летали пассажиры. Причем данных нет ни у кого: ни у Росавиации, ни у Федеральной антимонопольной службы, ни у журналистов, ни у общественности. Поэтому рассуждать о том, станут билеты дешевле или не станут, можно только глядя в потолок.

Но есть в предложениях Минтранса и позитивные стороны — обязательство для перевозчика по невозвратному тарифу провозить не менее 5 кг ручной клади на пассажира. До сих пор перечень тех предметов, которые пассажир может бесплатно провезти в ручной клади сверх своих 10 кг багажа, носил только описательный характер. 

Был конкретный список: дамская сумочка, плед, пальто, трость, зонт и так далее. Но, во-первых, никто не может продумать и составить список всех возможных предметов, которые пассажиры захотят везти с собой. Во-вторых, этот список дает возможность его очень по-разному интерпретировать. Помните конфликты, когда пассажирки шли на посадку с сумочками в форме рюкзачка, говоря, что это дамская сумочка, это форма такая модная? А им представитель авиакомпании отвечал, что нет, это рюкзак, а рюкзаки бесплатно в ручной клади провозить нельзя, поэтому за рюкзак платите. А норма в 5 кг — она интерпретируется однозначно. Берете всё, что не запрещено, — причем не только то, что раньше было в списке, но и, например, рюкзачок, а может, кому-то надо рожок для обуви взять в салон. А вес — не более 5 кг — легко проверить путем взвешивания.

То, что список того, что можно везти бесплатно сверх нормы, сильно сократился, это понятно. Но норма гибкая — например, шубу, которую нельзя брать в ручную кладь, можно надеть на себя. Если даже лето и плюс 30, вам никто не запретит лететь в шубе. Больше того, еще в карманы шубы можно что-то положить.

На фоне большой негативной нормы об отмене бесплатного провоза багажа, это предложение носит скорее позитивный характер. Оно не может привести к подорожанию билетов. 

И есть еще такое обстоятельство: авиакомпании всегда не очень хорошо проверяли ручную кладь. Ведь, чтобы проверить, что несет пассажир с собой, нужно поставить специального сотрудника у выхода на посадку и смотреть, что он там несет, сумочку или рюкзак. В новых условиях нужно будет поставить не просто сотрудника, а сотрудника с весами, который будет взвешивать, пять там килограммов или шесть. А рядом, наверное, еще надо посадить сотрудника, который будет брать плату за перевес. И держать двух людей, которые будут сдерживать всю очередь на посадку. Но, думаю, немногие авиакомпании на это пойдут.

Багаж проблем

02.08.2017
Янков
Кирилл

Глава Союза пассажиров Кирилл Янков рассказал  «Известиям» об отмене бесплатного провоза багажа и новых нормах для ручной клади. ИА  «Хабаровский край сегодня» публикует мнение в рамках совместного проекта с изданием.

Совет Федерации одобрил норму об отмене обязанности авиаперевозчика бесплатно провозить 10 кг багажа по невозвратным — то есть самым дешевым и популярным — билетам. При этом сенаторы активно ссылались на зарубежный опыт. Например, у той же Lufthansa самый дешевый тариф — безбагажный. Но как раз в этом отношении пример с Запада, на мой взгляд, брать было не нужно. По Европе люди летают в среднем на гораздо меньшие расстояния, и часто вместо самолета можно добраться до нужного места поездом. 

Таких расстояний, как у нас, в Европе нет. При этом на международных линиях на длинных — например, трансатлантических — перелетах всегда можно брать багаж бесплатно. А наши перелеты на Дальний Восток — они дольше, чем трансатлантические.

Россия — страна, где люди летают на дальние расстояния, и летают в основном с багажом. «Победа» говорит, что у нее 40% летают без багажа, но у «Победы» сетка не очень длинных маршрутов. Да, из Москвы в Санкт-Петербург, возможно, 40% и летают без багажа. Но покажите мне того, кто летает без багажа из Москвы в Магадан. Поэтому отмена бесплатного провоза — это неправильно, и это ударяет по интересам пассажиров.

Аргументация авиакомпаний, что могут снизиться цены на билеты, — непроверяема. По той причине, что не существует ни отчетности, ни статистики о том, по каким тарифам фактически летали пассажиры. Причем данных нет ни у кого: ни у Росавиации, ни у Федеральной антимонопольной службы, ни у журналистов, ни у общественности. Поэтому рассуждать о том, станут билеты дешевле или не станут, можно только глядя в потолок.

Но есть в предложениях Минтранса и позитивные стороны — обязательство для перевозчика по невозвратному тарифу провозить не менее 5 кг ручной клади на пассажира. До сих пор перечень тех предметов, которые пассажир может бесплатно провезти в ручной клади сверх своих 10 кг багажа, носил только описательный характер. 

Был конкретный список: дамская сумочка, плед, пальто, трость, зонт и так далее. Но, во-первых, никто не может продумать и составить список всех возможных предметов, которые пассажиры захотят везти с собой. Во-вторых, этот список дает возможность его очень по-разному интерпретировать. Помните конфликты, когда пассажирки шли на посадку с сумочками в форме рюкзачка, говоря, что это дамская сумочка, это форма такая модная? А им представитель авиакомпании отвечал, что нет, это рюкзак, а рюкзаки бесплатно в ручной клади провозить нельзя, поэтому за рюкзак платите. А норма в 5 кг — она интерпретируется однозначно. Берете всё, что не запрещено, — причем не только то, что раньше было в списке, но и, например, рюкзачок, а может, кому-то надо рожок для обуви взять в салон. А вес — не более 5 кг — легко проверить путем взвешивания.

То, что список того, что можно везти бесплатно сверх нормы, сильно сократился, это понятно. Но норма гибкая — например, шубу, которую нельзя брать в ручную кладь, можно надеть на себя. Если даже лето и плюс 30, вам никто не запретит лететь в шубе. Больше того, еще в карманы шубы можно что-то положить.

На фоне большой негативной нормы об отмене бесплатного провоза багажа, это предложение носит скорее позитивный характер. Оно не может привести к подорожанию билетов. 

И есть еще такое обстоятельство: авиакомпании всегда не очень хорошо проверяли ручную кладь. Ведь, чтобы проверить, что несет пассажир с собой, нужно поставить специального сотрудника у выхода на посадку и смотреть, что он там несет, сумочку или рюкзак. В новых условиях нужно будет поставить не просто сотрудника, а сотрудника с весами, который будет взвешивать, пять там килограммов или шесть. А рядом, наверное, еще надо посадить сотрудника, который будет брать плату за перевес. И держать двух людей, которые будут сдерживать всю очередь на посадку. Но, думаю, немногие авиакомпании на это пойдут.

По теме