Главное

Одиночество в толпе

24.07.2017
Рыжков
Константин

Второе поколение потребителей

В России, как и во всем мире, набирает обороты тренд на вечную молодость. Гонка на выживание, бесконечные инвестиции в фасад, необузданное потребление – всё это тупиковый путь.

Современный человек много работает, зарабатывает и хочет пользоваться результатами своего труда. В его планах нет снижения скорости жизни, уровня потребления и удовольствия. Он хочет оставаться в этом бешенном ритме всегда. Сейчас в России живет, наверное, только второе поколение людей, которые могут позволить себе активное потребление. Наши родители, деды и прадеды испытали на себе дефицит, а мы стремимся компенсировать их недостаток в образовании, путешествиях, еде.

Плюсы тренда на молодость в том, что появляются новые технологии, которые могут позволить человеку продлить период своей физической, рабочей, сексуальной активности. В моду прочно вошли фитнес, ЗОЖ, антивозрастная терапия. Что уж говорить о косметологических технологиях, работающих на наш «фасад»? Человек, живущий в сегодняшнем ритме жизни, быстрее изнашивается и нуждается в поддержании своего здоровья.

У старости не самое красивое лицо. Это не всегда милые седовласые старцы, как на рекламных плакатах. Старость бывает отвратительна, болезненна и мучительна. Медицина же обладает технологиями, которые реально замедляют процессы старения. Пользоваться ими, конечно же, нужно. Но люди из всего могут сделать крайность. Некоторым свойственно перегибать палку, оборачивать белое в черное. На другой стороне тренда на молодость как раз те, кто игнорирует биологические законы. Они сживаются с ролью вечно молодых, успешных, стремящихся, несущихся куда-то до такой степени, что становится гротескно и карикатурно.
Все видели немолодых людей, «пародирующих» молодёжные субкультуры. Они одеваются как молодёжь, пользуются сленгом, ходят по ночным клубам. Они возводят антивозврастные технологий в культ. Берут кредиты, не вылезают от пластических хирургов. Все это начинает напоминать гонку на износ - больше денег, больше инвестиций в омоложение, перфекционизм, погоня за совершенством. В итоге доказанных безопасных методов им становится недостаточно, и в ход идут сомнительные препараты: спортивные стимуляторы и жёсткая гормональная терапия.

skater.jpg

Естественно эта гонка приводит к срывам и кризисам. У таких пациентов своеобразная логика. Например, они говорят, что будут жить до 100 лет на всём этом химическом счастье, потом в один день все отменят и умрут. То есть всё или ничего. Либо я живу молодым, успешным, сильным, либо никак.

Опасно то, что этот тренд сейчас активно пиарится. Создаётся иллюзия, что человек вечен. Но это ловушка.

За маргинальной стороной тренда стоит неприятие себя, своего реального возраста. За улыбкой на этих красивых, хорошо прооперированных лицах кроется страх. Они отчаянно боятся остаться в одиночестве, наедине со своей старостью. Со временем они перестают общаться с ровесниками, находят новых жён, любовников, больше контактируют с молодёжью. Только при внешней успешности и активности в соответствующем окружении они остаются уверены в себе. Прибавьте сюда культ соцсетей. Больше «лайков» - больше уверенности. Но это тоже популярная нынче ловушка для нарциссов - одиночество в толпе.

shutterstock_131601398.jpg

Медленная жизнь

Сейчас появился и антитренд погони за молодостью, более здоровый и сбалансированный, - так называемая «Медленная жизнь». В её основе лежит осознанное проживание отпущенных нам дней, разумное использование результатов своего труда, современных технологий, той же антивозрастной терапии. Человек принимает свой возраст, понимает, что гонка рано или поздно закончится. И начинает проживать эту жизнь медленно, осознано, без надрыва. Да, это более сложная модель, она требует большой работы над собой. Но когда человек находится в гармонии с собой, он может пользоваться тем, что есть и чувствовать себя комфортно. Он отказывается от навязанных скоростей, живет в собственном ритме. Ведь лучше принять себя, чем придумать.

Дело в том, что каждый человек за жизнь может пережить определенный набор счастья. Так устроен наш мозг. Если человек всю жизнь находится в гонке за чередой наслаждения, выжимает из себя гормоны счастья, это тупиковый путь. То есть вы можете получить определенное количество счастья, а на каких скоростях - неважно.

Например, наши прабабушки не пользовались интернетом. Они встречали рассвет, наслаждались росой на босых ногах, слушали утреннее пение птиц, радовались первой малине. Уровень счастья по их ощущениям был ничуть не меньше, чем у современной женщины, которая может позволить себе завтрак в ресторане. Тренд на медленную жизнь как раз и заключается в том, что важен не повод для счастья, важно, как оно пережито.

Если вы привыкли получать позитив из многих источников, не значит, что счастья стало больше. Три айфона не сделают вас более информированными. Мы сами разогнали своё потребление, свою нейрохимию, раскрутили их с помощью брендов, моды. Генетически мы ближе к прабабушкам, а не к той женщине, которая летит в боинге и переживает, что три часа ей недоступен интернет. Внешние способы стимуляции через потребление весьма сомнительны.

Это не призыв к «толстовщине», уходу в упрощение. Но существует же разумный уровень потребления, который хорошо бы выяснить каждому для себя, и в идеале к нему прийти. Если человек достаточно умён и образован, чтобы поставить предохранитель на своём потреблении, то почувствует, что счастья меньше не станет. Как это сделать? В первую очередь - самоанализ, идентичность, самоуважение, неподверженность массмедиа, пропаганде, автономия. Взгляните на себя и поймите, вы ли это, или чья-то копия, снятая с другой копии.

Нужно попробовать для начала вернуться к базовым чувствам. Например, какие виды человеческого голода вы знаете? Есть голод глаз, на который рассчитана реклама, голод носа, который неравнодушен к запахам еды, голод сердца, когда желание перекусить запускают какие-то сильные переживания и т.д. Но мы редко анализируем, какую именно потребность хотим удовлетворить, а просто идём к холодильнику. Подобным образом можно разобрать любое человеческое чувство и понять, зачем мы делаем то, что делаем.

Человек сам творец своей реальности.

По теме