Главное

Есть ли завтра у такси?

03.07.2017
Литвицын
Георгий

Сфера такси испытывает непростые времена. Как это ни странно, именно применение в ней цифровых и спутниковых технологий, которые по идее призваны улучшить нашу жизнь, ставят под вопрос самое, пожалуй, важное условие, которое мы ставим перед такси, а именно безопасность. 

- Эта тема стала главной на Международном форуме такси «Транспорт Сибири 2017», участником которого я был. В форуме приняли участие эксперты из восьми стран и 18 регионов России. Как выяснилось, проблемы в этой сфере деятельности одинаковы для всех, как для США и Франции, так и для русских городов и поселков.

Значительную долю рынка услуг такси во всем мире заняли компании, у которых нет собственного автопарка и именно этот факт стал самым важным и влияющим на ситуацию в отрасли. Все проблемы, с которыми я сталкиваюсь, они же мучают и весь мир, без исключения. Выступал представитель крупной американской компании такси, она работает в аэропортах во всех штатах страны, говорит: «Пришёл «Юбер», сбил цены, поставил на грань банкротства традиционный бизнес».
Речь вот о чем. Есть некая сетевая компания, а по сути это просто операторы, которые могут находиться где угодно, хоть в Рязани, хоть в Москве, и работать при этом на хабаровском рынке. Используют специальную компьютерную программу, куда может подать сведения любой водитель, желающий подработать. Цель оператора - свести клиента с этим автомобилистом. Кто это будет: наркоман, болеющий после вчерашнего алкоголик, психопат, - сетевой компании до лампочки. Потому, что за безопасность пассажира оператор никакой ответственности не несет.

С официальным такси, где есть свой автопарк и свои операторы, ситуация другая. Это бизнес, в который человек вкладывает свои средства: покупает машины, запчасти и так далее. И здесь как минимум важно сохранить все это в целости и сохранности, поэтому автомобилями должны управлять адекватные люди. Если это официальный бизнес, то водители еще и медицинскую проверку должны перед рейсом проходить, иметь соответствующие стаж, допуск и так далее. Ну и главное, конечно же, ответственность. 

Есть разница между мной, собственником 40 автомобилей, и владельцем диспетчерской из условного Саратова, которому совершенно всё равно — в каком техническом состоянии машина, есть ли на нее страховка и не слишком ли много в баре выпил вчера вечером водитель, он это даже никак не проверит.

Я вложил в парк свои кровные, а сетевик-диспетчер - ни одной копейки. Мне нужно, чтобы моё имущество в целости было, не говоря уже о клиенте, а он «оказал информационную услугу», а что произошло дальше, его не волнует.

Казалось бы, расклад простой. Люди, по идее, выбирать должны того, кто точно довезет и ответит потом в случае чего. Но, во-первых, услуги сетевых такси стоят дешевле, чем у официальных. Во-вторых, многие люди просто не знают, что пользуются машинами, что называется с улицы, не задумываются об этом. 

Несмотря на то, что в последнее время к сфере такси у контролирующих органов проснулось пристальное внимание, исправить ситуацию не получается. Наблюдать госорганы могут только за легальными такси. Если человек приехал без шашечек, поди разбери такси он или так, знакомый.

Поэтому компании без собственного автопарка продолжат предоставлять так называемые «информационные услуги» и зарабатывать на этом.

При такой ситуации в сфере извоза говорить о дальнейшем развитии отрасли и внедрении всяких ноу хау типа такси-беспилотников не приходится.

Сейчас очень немногие готовы вкладывать большие деньги в обновление парка такси, а если так пойдет дальше, беспилотные машины к нам вообще никогда не придут. Я бы с удовольствием запустил в Хабаровске такой сервис, это же настоящее чудо: не надо тратить нервы и воспитывать диспетчеров и сотрудников автосервиса, выслушивать жалобы клиентов на водителей — компьютер не скандалит. Только окупаться «беспилотники» будут невозможно долго и это никому не выгодно. 

На форуме «Транспорт Сибири-2017» рассматривался вопрос о будущей перевозке пассажиров большими автобусами с водителем-роботом, здесь можно выйти на более быструю окупаемость, а значит и перспектива появления на улицах автобусов-беспилотников гораздо выше, чем массовое появление на рынке беспилотных такси. 

Выдерживать ценовую конкуренцию с «сетевиками» для владельцев таксопарков так же сложно, как хозяевам магазинов «шаговой доступности» бороться с принадлежащими корпорациям супермаркетам. Для небольших фирм остаётся единственный путь - бороться за клиента, улучшая сервис. 

Я сам регулярно проверяю чистоту салонов машин, по вечерам еду по городу и вижу, как мои такси радуют глаз горожан, все лампочки в «шашечках» горят. Стараюсь обновлять парк, сейчас собираюсь купить еще две свежих «Камри» - многим людям принципиально ездить в автомобиле бизнес-класса, а не в случайной двадцатилетней машине. Если не дай бог что случиться, дорога есть дорога, лично приезжаю на место аварии. Делаю все необходимое, чтобы люди получали необходимую помощь. Насколько я знаю, многие мои коллеги так поступают.

Увы, снизить стоимость своих услуг до тех пределов, что предлагают псевдо-такси, мы не в состоянии – надо содержать парк, платить людям зарплату и так далее. Но взамен нашим клиентам мы можем предложить сервис и безопасность. 

И вопрос безопасности остается, похоже, исключительно заботой самого пассажира. Это как смотреть на срок годности продуктов, прежде чем платить за них деньги. Многим все равно: лишь бы дешево. А другим важны гарантии безопасности, пусть и дороже.

По теме