Главное

Добрые отношения между пациентом и врачом рождаются в терпеливом внимании

01.11.2021
Шевцов
Борис

Заведующий отделения неотложной кардиологии ККБ им. Владимирцева Борис Шевцов о том, почему пациенты жалуются на невежливость и нехватку внимания со стороны врачей: 

- Несмотря на то, что классическая деонтология, наука о проблемах морали и нравственности, по-прежнему преподается в медицинских вузах, порой пациенты жалуются на отсутствие взаимопонимания и доброжелательного отношения со стороны врача. Кто-то может припомнить грубость или невежливость. К сожалению. И в этом может крыться несколько причин.
Во-первых, проблема эта больше относится к выгоранию специалистов из-за нагрузки. Так уж сложилось, что не хватает медработников в поликлиниках, да и в стационарах. Иногда получается, что остались только единичные участковые врачи, которые работают с ковидными больными и на другой род деятельности их больше не хватает: сложно сейчас проводить диспансеризацию, следить за пациентами… Да и в больнице из-за нехватки кадров нередко врачи работают по совместительству, плюс дежурства. Многие не выдерживают нагрузки, и с больными им работать становится все сложнее, проявляются негативные моменты.
А тут еще и нарастает нагрузка в виде документации. Скажем, в начале 90-х мы тоже писали отчеты, но они занимали несколько страниц с основными цифрами. Сейчас они намного больше, а вместе с бумажными вариантами есть и электронные. Вот и выходит, что врач обход сделал и погрузился в отчетности. А к ведению этих документов есть определенные требования и их немало. Да, может медицинский работник и справляется с данным грузом, но ведь это его отдаляет от больного, который бы хотел видеть доброго, участливого врача, с которым можно поговорить и без утайки рассказать о каких-то особенностях, симптомах. Но вот все эти необходимые детали не позволяют работать полноценно и соблюдать все принципы деонтологии.
Вторую причину я вижу в общей культуре, которая сегодня заметно страдает, причем как бытовая, так и медицинская. Если взять общую массу, то лишь единицы читают, интересуются искусством. Возникает культурное отставание. Помню, когда мы учились на старших курсах, какое впечатление произвело произведение «Дорогой мой человек», зачитывались Булгаковым, да и другими авторами… Подход был другой и шло серьезное воспитание.
И ведь пока мы учились, совсем не думали, что будем зарабатывать серьезные деньги, нас двигал интерес и желание помогать ближним. В Советском Союзе была задача сформировать нового человека со всеми моральными качествами. Сейчас же молодежь более прагматична, а гуманитарные планы отходят на второй план - но это время такое, от него никуда не уйдешь. Сформировался другой тип людей, и потому внедрять высоконравственные принципы сложно даже в нашу специфическую среду, где они, по идее, должны быть естественными.

Но все идет и от семьи: если в ней заложено хорошее, душевное, доброжелательное отношение к окружающим, то это и в профессии отразится. Причем в любой. Да и к тому же, в истории множество примеров замечательных людей – можно учиться на них.

ЭксклюзивМнения
Заведующая кафедрой философии ДВГМУ Лариса Лихобабина о деонтологии и биоэтике
03 мая 2019, 13:00 0

Однако в любом случае от преподаваемой науки отказываться нельзя. Медицинской грамотности и этическим правилам должны следовать все специалисты. Ведь бывает поступают пациенты – сложные личности, с которыми не просто работать. Но и тут нужно оставаться верным требованию – не выходить из себя, как бы трудно ни было, избегать конфликтов и раздражения. В этом плане мне всегда нравилась наша медсестра Инна Сизоненко, которая проработала в отделении много лет. Мудрый, спокойный и доброжелательный человек, себе не изменяла ни в каких ситуациях, да еще и много других приходящих медсестер воспитала в том же духе. 

Болезнь ведь накладывает определенный отпечаток, отчего пациент как раз может быть раздражительным. Он поступает в тяжелом состоянии, его беспокоят боли, понятно, что на какое-то время меняется психика. Это нужно понимать и перетерпеть – все пройдет, ведь многие оказываются замечательными людьми. И в таком вот терпеливом внимании, в участии и отзывчивости на жалобы человека и рождаются доверительные отношения между пациентом и врачом.
По теме