Главное

Перед строительной отраслью стоят амбициозные задачи - Андрей Лопашук

Андрей
Лопашук
Кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильных дорог ТОГУ, главный инженер ГК «Азимут-Прогресс», финалист Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли» Андрей Лопашук о качестве ремонта автотрасс и новым средствам контроля: 

- В 2021 году Всероссийским центром национальной строительной политики, при поддержке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а также профильных отраслевых институтов, объединений и союзов впервые проводился Всероссийский конкурс управленцев «Лидеры строительной отрасли», целью которого являлось выявление и поддержка лидеров организаций и предприятий отраслей строительства и жилищно-коммунального хозяйства, повышение престижа данных отраслей в российском обществе, посредством публичной демонстрации профессиональных достижений и лидерских качеств управленцев – участников Конкурса.

Перед строительной отраслью стоят амбициозные задачи: внедрение передовых технологий в проектировании и строительстве, цифровизация отрасли, формирование комфортной городской среды. Майский указ Президента закрепил показатель улучшения жилищных условий для 5 млн. семей ежегодно. Для решения этих задач нужны талантливые и перспективные управленцы. Всероссийский конкурс «Лидеры строительной отрасли» призван содействовать выявлению перспективных управленцев и получению ими новых знаний, навыков и практического опыта.

Всероссийский конкурс «Лидеры строительной отрасли» – открытый конкурс управленцев, среди представителей строительной отрасли, имеющих опыт работы в государственной или коммерческой организации строительной сферы на руководящих позициях различного уровня (директор компании, руководитель подразделения/направления, руководитель отдела, руководитель проекта).

Формат проводимого конкурса меня заинтересовал, что послужило основанием для подачи заявки на участие в нем. Я уже больше 10 лет работаю в области строительства автомобильных дорог. В настоящее время я совмещаю преподавательскую деятельность на кафедре автомобильных дорог Тихоокеанского государственного университета с работой в должности главного инженера в группе компаний «Азимут-Прогресс», оказывающей целый спектр услуг в области автомобильных дорог: изыскания, проектирование, строительный контроль, авторский надзор, лабораторное сопровождение строительства и инженерных изысканий, диагностика и паспортизация дорог, а также научно-исследовательские работы.

Принять участие в конкурсе я решил с целью получения нового опыта и знаний, необходимых в моей профессиональной деятельности. При этом путь в финал был непрост: из 10 тысяч заявок на участие в конкурсе, в полуфинал прошло только 200 участников.

Больше всего в данном конкурсе мне понравилось то, что в процессе его проведения организаторами были созданы не только состязательные условия для отбора кандидатов в победители, а также проводились специальные образовательные сессии, с целью получения полуфиналистами новых знаний и обмена опытом. Первая образовательная сессия была связана с общими вопросами руководства и стратегического планирования, вторая - с вопросами работы в команде, третья – вопросы строительного контроля. Каждая образовательная сессия была максимально информативной, для их проведения были приглашены специалисты с очень высоким уровнем квалификации. Все сессии проходили в формате видеоконференцсвязи, что давало возможность участия в них абсолютно всем желающим полуфиналистам.

После образовательных сессий наступил следующий этап полуфинала – задание на разработку проекта-предложения, в котором необходимо было обозначить актуальную проблему строительной отрасли в Российской Федерации и предложить пути ее решения.

Я был поражен, насколько многообразны были проблемы, освещенные в проектах полуфиналистами: кадровое обеспечение отрасли, цифровизация, проблемы комплексного развития территорий, работа государственных заказчиков, правовые вопросы строительной отрасли и т.д.

Поскольку моя деятельность связана с автомобильными дорогами, то мной были обозначены проблемы дорожной отрасли. В нашей стране уже несколько лет реализуется национальный проект «Безопасные качественные дороги», основной целью которого является создание качественной и надежной транспортной инфраструктуры. При значительном прорыве в повышении качества автомобильных дорог, на практике не всегда удается достичь желаемого результата.

Так, мной были обозначены две проблемы, приводящие к неудовлетворительному результату:

1. Неудовлетворительное состояние дорог (в том числе улиц) после проведения ремонтно-восстановительных работ, вызванное:

- Отсутствием проектной документации на ремонт дорог, когда подрядные работы осуществляются только на основании сметного расчета, а значит индивидуальные особенности объекта не учитываются.

- Отсутствием должного строительного контроля со стороны Заказчиков.

- Отсутствием закреплённых в нормативных технических документах требований к исполнительной документации, составляемой по результатам ремонта.

Для решения указанной проблемы в моем проекте предлагалось следующее:

1. Разработать требования к составу проектной документации на ремонт дорог, и запретить проведение работ при ее отсутствии, поскольку положение, утвержденное 87 постановлением правительства, не распространяется на ремонты объектов капитального строительства.

2. Проводить строительный контроль при ремонте дорог и привлекать для этого компетентные организации.

3. Разработать и принять нормативный документ, регламентирующий требования к исполнительной документации, составляемой по результатам ремонта автомобильных дорог.

Вторая обозначенная мной проблема – это отсутствие своевременного принятия мер по устранению дефектов дорог на начальной стадии их образования, вызванное отсутствием информационной модели эксплуатируемых дорог, содержащей в себе сведения обо всех дефектах и их дислокации.

Так, распространено мнение, что неудовлетворительное качество дорог вызвано нарушениями при их строительстве. Но это не всегда так. Я обычно привожу такой пример: даже если вы купите шикарный автомобиль люксового бренда, но не обеспечите ему своевременное необходимое техническое обслуживание в процессе эксплуатации, то не стоит ожидать, что данное транспортное средство будет находиться в идеальном состоянии долгие годы и никогда вас не подведет на дороге. Так же и с автомобильными дорогами: мало правильно построить, надо еще правильно их эксплуатировать, устраняя мелкие дефекты на начальных стадиях их образования, не позволяя им перейти в серьезные повреждения, требующие дорогостоящих ремонтно-восстановительных работ.

Для решения данной проблемы мной предлагалось следующее:

1. Разработать требования к содержанию информационных моделей дорог.

2. Использование лазерного сканирования – новейшей технологии сбора данных, в информационной модели дорог, в том числе и в системе «Эталон».

В результате рассмотрения и защиты проектов-предложений организаторами конкурса из 200 полуфиналистов были выбраны 100 финалистов, которые были приглашены для участия в очном финальном этапе, который состоится 08 августа, в день строителя, в г. Саранске.

В итоге из 100 финалистов будут отобраны 30 суперфиналистов (победителей), чьи проекты войдут в стратегию развития строительной отрасли до 2030 года по итогу проведения конкурса.

Также по результатам конкурса будет сформирован кадровый резерв управленческих кадров отрасли с цифровыми портфолио, экспертные группы развития отрасли, в том числе, по внесению дополнений в Стратегию развития строительной отрасли и другие основополагающие документы, профессиональное сообщество талантливых и перспективных управленцев.

По теме