Главное

Как выжить общепиту и выжить в общепите

13.03.2017
Хамзин
Сергей

Я не люблю, когда в Хабаровске закрываются кафе и рестораны. Только привыкнешь к определенным точкам общепита, а они - бац! - совершенно неожиданно для обывателей закрываются. По статистике управления торговли, общественного питания и бытового обслуживания, только по Хабаровску за 2015 год закрылось 71 предприятие общественного питания (данных за 2016 год у меня нет). Это кафе, рестораны, бары, разные точки общепита. Почему же так не долговечны точки общепита?

Многие их хозяева совершенно ошибочно считают, что вся проблема - в местоположении. Мол, если открыть кафе или ресторан в центре Хабаровска, то процветание ему гарантировано. Но это совсем не так. И на «красной линии» постоянно закрываются новые заведения, а вот на окраинах города есть места, куда по-настоящему не зарастает «народная тропа». К примеру, вот уже более 15 лет есть свой постоянный контингент в кафе «Странник» в районе села Матвеевка, не попасть вечерами пятницы и субботы в кафе «13 км» в Сосновке. А ведь в эти заведения находятся далеко от центра города, но люди приезжают туда специально! Значит, дело не в местоположении, а в чем-то другом. В чем?

Не открою Америку, если скажу, что любое кафе или ресторан должны привлекать посетителей в первую очередь кухней. Не будет вкусных блюд - не будет клиентов. Меня радует, когда я узнаю, что тот или иной ресторатор отправляет своих поваров на учебу в столицу или же специально сам едет в другую страну за профессиональным шеф-поваром, если речь о кафе или ресторане национальной кухни.
К примеру, повара-китайцы главенствуют сегодня на кухне сети кафе «Вилки Палки», граждане Украины готовят кулинарные изыски в ресторане одесской кухни «Де`рибас», грузины трудятся в кафе «Мимино» и «Сациви», армяне - в «Ани» и в «Торо», азербайджанцы - в «Саламе» и «Анталии». И нужно ли удивляться, что блюда там получаются вкусными, а, значит, есть свои постоянные посетители, которые кухню этих кафе и ресторанов ценят?

Если кафе достаточно сделать упор на качественную кухню, то вот ресторанам нужно еще позаботиться о развлечении своих гостей. Так повелось исторически, что в ресторан люди идут отдохнуть и музыкальное сопровождение вечера играет немаловажную роль. Увы, не многие рестораны Хабаровска могут похвастаться живой музыкой. Вне конкуренции тут, конечно, ресторан «Интурист». Там не просто играет команда профессионалов, там играет классический ресторанный ансамбль, тонко чувствующий, что требуется публике и легко подстраивающийся под их потребности. Конечно, содержать в штате музыкантов накладно, но отдельных музыкантов и певцов на вечера приглашать можно. Правда, тут возникает другая проблема: круг профессиональных артистов в Хабаровске ограничен, вот и кочуют по ресторанам одни и те же лица. С другой стороны - для тех, кто выбирается в рестораны редко, это не проблема…

Хочется также отметить еще один способ привлечения клиентов - активная работа в социальных сетях. Сегодня без соцсетей - никуда, и чем больше там информации о деятельности точек общепита (которую должны позиционировать сами кафе и рестораны), тем больше шансов, что клиент о них узнает и придет. Сегодня в соцсетях из хабаровских кафе ресторанов наиболее активны ресторан Lege Artis, кафе центра семейного отдыха «Сосновка», кафе «Позная». Но хочется видеть активную жизнь и других точек общепита.

Еще один способ привлечения клиентов - нестандартный подход в обслуживании. Но тут главное «не перегнуть палку». К примеру, придумали свой театрализованный стиль обслуживания в ресторане «Султан Базар», в пиццерии «В дрова», в пивоварне «Пани Фазани». Многим он нравится. Но есть и те, кто не переносит ненужную игру: человек приходит отдохнуть и вкусно покушать, а не подыгрывать студентам Института культуры и искусств, работающими официантами.

В целом ресторанная культура в Хабаровске еще только формируется. Процесс этот долгий. Но при желании, при определенной доле здорового авантюризма, при постоянном стремлении к лучшему можно добиться успеха. Тогда и о хабаровских кафе и ресторанах пойдет молва не только по России, но и за ее пределами. Приятного аппетита!

По теме