Главное

Школьников надо посадить за руль

Владимир
Скоробогатый
Директор хабаровской школы №33 Владимир Скоробогатый о том, как снизить аварийность на дорогах:
Недавно глава федеральной Госавтоинспекции Михаил Черников предложил вернуть в школы уроки автодела. В таком случае, уже в 17 лет вместе с аттестатом выпускники смогут получать водительское удостоверение. Но такая практика уже была.
До перестройки 1970-80-х годах в крупных городах начали появляться межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК), где старшеклассники осваивали начальную профессиональную подготовку, в том числе автодело. Некоторые ВУЗы страны специально готовили преподавателей, учить детей также приглашали специалистов с предприятий.

В небольших населенных пунктах обучение организовывали непосредственно в школах. К примеру, в школе Нового Ургала, где я работал учителем, а затем и директором, готовили водителей транспортных средств категории «С». Большое количество часов отводилось на практическую часть. Вождение проходили под руководством опытного инструктора на автомобилях ЗИЛ или МАЗ.
Качество образования было такое, что некоторые выпускники, поступая в военное автомобильное училище Уссурийска, обучали курсантов практическому вождению, а другие позднее открывали свои автомастерские.
Заведующая учебным центром «Хабаровского автомеханического колледжа» о последствиях изменений в сдаче экзаменов на получение водительских прав
12 октября 2020, 09:30 0


Дети в то время соприкасались с техникой напрямую, досконально разбирались в устройстве автомобиля. К примеру, двигатель и трансмиссию исследовали на натуральных агрегатах, а во время практических занятий собственными руками собирали и разбирали различные узлы, вместе с инструктором проводили работы по техническому обслуживанию автомобиля, диагностику неисправностей. Это гарантировало, что молодой водитель мог выйти из некоторых экстренных ситуаций, если таковые происходили.
Изучение устройства автомобиля велось через межпредметные связи с физикой, химией, электротехникой, черчением. В результате выпускники безбоязненно поступали в вузы и ссузы на технические направления. Такой глубокой подготовки современным водителям категорически не хватает!
Когда система государственных УПК рухнула, в школах практически полностью прекратились уроки по автоделу. Конечно, были и те, кто сохранил прежний опыт, адаптировав его под новую действительность. К примеру, я открыл автокласс в школе в рамках дополнительного образования учащихся.

ЭксклюзивМнения
Генеральный директор автошколы «Вираж» Тамара Ильина о новых правилах сдачи экзаменов на водительские права
20 мая 2021, 15:00 0


По сей день школьники, начиная с 8 класса, уже в рамках дисциплины «Технология» изучают бесплатно теорию - устройство автомобиля, безопасность движения. В старших классах занятия проходят в рамках элективного курса. При подготовке водителей уделяем внимание культуре поведения на дорогах, которой просто не хватает практически всем участникам движения, из-за чего у нас часто случаются различные ДТП с тяжелыми последствиями.

Сейчас для того, чтобы учащийся освоил вождение, приходится заключать договор с отдельной автошколой. Благо, профессиональных организаций в Хабаровске более чем достаточно! К примеру та, которую выбрали мы, подстраивается под расписание детей, организованно вывозит на автодром и в город на занятия. Правда, родителям школьников приходится полностью оплачивать практические занятия. Те дети, кто успевают сдать все до окончания ЕГЭ, получают водительское удостоверение сразу вместе с аттестатом об образовании, другие – переносят сдачу на свободные перед поступлением в институты и университеты месяцы лета.
Востребованность в таких занятиях в современной школе огромная! Дело в том, что за время краткосрочных курсов, которые сейчас проходят взрослые кандидаты в водители, такого объема знаний, как за несколько лет учебы в школе, не получишь. Поэтому в классе желают обучиться вождению около половины школьников.
В принципе, внедрить систему можно в любом среднем образовательном учреждении - главное, чтобы была заинтересованность руководства, родителей и детей. Пока же такая форма дополнительного образования мало где практикуется.
Кстати, часто слышу вопрос, возможно ли что-то еще возвратить из дополнительного образования прошлых лет. К примеру: в СССР, как мы помним, выпускники школ получали на выходе рабочие профессии - если вдруг провалил экзамены в техникум, можно прийти на производство и работать целый год. Мальчики, сидя за школьными партами, учились на трактористов, токарей, слесарей, а девочки на швей-мотористок, парикмахеров и прочее. Думаю, сейчас такая система подготовки не актуальна: для этого есть специализированные техникумы и колледжи. К тому же, в большинстве школ не хватает кабинетов и материальных ресурсов для такой деятельности.
А вот насчет автодела стоит подумать. Уверен, что это станет одним из действенных ресурсов профилактики аварийности.
По теме