Главное

С дорог уберутся «чайники»

20.05.2021
Ильина
Тамара
Генеральный директор автошколы «Вираж» Тамара Ильина о новых правилах сдачи на водительские права:

Новые требования сдачи на права вступили в силу в России с 1 апреля. Нововведения вызвали бурю споров и опасений, никто не знал, чего ожидать. Поначалу возникла неразбериха. Только сейчас, после нескольких экзаменов все становится на свои места.

Первое и главное - мы, наконец-то, последовали за цивилизованными странами в сфере вождения, начав отказываться от понятия «автодром». Ведь автодром, в том виде, в котором мы его знаем, всегда был очень большой условностью. Ученик двигался по специальной разметке, которую в реальной жизни не найти, страшась наехать на «запретную» черту. При выполнении «Параллельной парковки», пересек бампером границу – не сдал. Приходилось и заучивать назубок бессмысленные алгоритмы: «упереться по прямой в линии, отсчитать три вешки, чтобы выкрутить руль и прочее». А потом, выезжая на реальную трассу человек, не имея осознанности вождения, терялся.
 Теперь у кандидатов в водители другая задача – уметь адаптироваться в пространстве, управлять автомобилем на любой незнакомой площадке. И это единственно верно! Такая практика распространена во всех передовых странах. Мне приходилось жить в Израиле, подтверждать права после трех лет вождения в России. Для них главное – показать, что ты умеешь ездить.

Сейчас экзамен, как и раньше, стартует на площадке автодрома. Один из учеников демонстрирует свои умения на любой части учебной территории, где пожелает инспектор. Сотрудник ГИБДД при всем честном народе выставляет вешки-конусы, во всеуслышание объявляет задание. При выполнении ученик не загнан в рамки разметки, он может маневрировать на площадке, использовать большую территорию, к примеру заезжая в «гараж». Затронул конус – еще не беда. Теперь у сдающего есть две попытки.

Но на «родном» автодроме испытание проходит только один ученик, затем он уезжает уже в город. Остальные показывают навык езды сразу на проезжей части, причем, по пути инструктор предлагает  заехать ученика на любой автодром, расположенный поблизости, и там еще проверить навыки.
По этому вопросу в конце марта было проведено собрание всех 23 автошкол города, где и объявили, что впредь доступ на все автодромы должен быть свободным. Инспекторы могут использовать любую площадку. При таком условии, исчезает потребность заучивать конкретные маршруты – движение непредсказуемо. Конечно, такая система повлияла на увеличение времени сдачи– теперь на одного ученика отводится минимум 30 минут.

Что касается самих упражнений, было решено отказаться от «Змейки» и поворота на 90 градусов – их теперь осваивают в реальном движении, к примеру, совершая разворот на перекрестке.

Пред тем, как изменения вступили в силу было мнение, что ученики будут использовать в качестве тренировочной площадки переполненные парковки торговых центров, что приведет к многочисленным ДТП. Хочу успокоить жителей - аварии никому не нужны, на территории ТЦ инспекторы не направляют. Правда рано утром могут посетить пустые площадки крупных спортивных комплексов. Так, у нас на одной из сдач испытания проходили на парковке «Платинум Арены», а ведь есть еще отличный вариант - аналогичная ей арена «Ерофей».

Вперед, инспектор!
Вступили в силу и другие нововведения, они связаны с процессом сдачи на права в городе. Так, инспекторам пришлось переместиться с заднего на переднее сидение, заняв место рядом с испытуемым. Из-за этого процесс сдачи вождения может растянуться. При любой опасности, вероятности ДТП инспекторы хватаются за руль, прекращая экзамен. Оно и понятно. На всех задействованных при сдаче автомобилях оформлена открытая страховка. Ответственным за учебную езду становится тот, кто сидит впереди. Опасения инспекторов предсказуемы – им лишние проблемы ни к чему.


К тому же, инспекторы видят кандидатов в водители в первый раз, у них нет основания им доверять. В отличии от инструкторов, которые своих учеников знают. К примеру, будучи инспектором, я вмешиваясь в сдачу своих подопечных исключительно, как выражались коллеги, «за три секунды до ДТП». В остальных случаях давала возможность справиться, контролируя ситуацию. Но, думаю, и инспекторы постепенно привыкнут, успокоятся.

Добились справедливости
Есть и еще одно новшество, связанное с оценкой качества вождения. Эта самая шкала оценки стала справедливей. В частности, убрали штрафы за неуверенное пользование транспортным средством, которые назначались практически всем молодым водителям. Ведь, как бы ты идеально не знал правила, волнение остается. Также был исключен пункт, связанный с неправильной оценкой водителем дорожной обстановки. Ведь основывался он на субъективном решении инспектора.


В чем то, правило ужесточились. Связано это исключительно с попыткой сделать учебное движение безопасней. Увеличились штраф за непристегнутый ремень. Если раньше можно было остановиться, исправиться и продолжать движение, то сейчас кандидата ждет автоматическая несдача.

Аналогично теперь карается использование при движении мобильного телефона. Часто ученики во время экзамена стремятся отключить зазвонивший телефон нажатием кнопки, оторвав руку от руля. Это категорически запрещено! Дотронулся - вылетел.

В целом, изменения я отношусь максимально положительно! Они приведут к повышению уровня культуры на дорогах, движение станет безопасней. 
По теме