Если сильно не хочется на плантации

18.05.2021
Ронгар
Нгетобай
Студент магистратуры ТОГУ Нгетобай Массенгар Ронгар о том, за что в его родном государстве Чад в школе можно получить оплеуху, и почему хабаровские девушки слишком много на себя берут:

- Я родом из небогатого района государства центральной части Африки - Чада. Дома остались мои женщины: мама и шестеро сестер. Сколько себя помню, содержал семью отец, он был военным. В Россию я отправился в 18 лет по счастливой случайности, благодаря нашей системе образования. Она, к слову, значительно отличается от вашей.
 
Все обучение у нас платное. Я учился в государственной школе, поэтому недорого. В год родители отдавали (если переводить на российскую валюту) по 400 рублей, тогда как в частных школах обучение стоит порядка 15 тысяч рублей. Класс состоял из 100 учеников. Отношение к нам со стороны учителей было строгое. За любую провинность, невыученную тему или лишнюю улыбку, можно схлопотать оплеуху. Отстающих и вовсе могли отчислить – ребят выгоняли со словами: «Твое место на плантации».

Я учился прилежно и в результате в впускном 13-ом классе, сдав экзамены по всем школьным дисциплинам, стал пятым в рейтинге по успеваемости. Успешные оценки обычно позволяют получить грант от развитой страны на получение высшего образования за границей. Правда специальность предлагает исключительно заинтересованная сторона – представители государства-благотворителя по своей потребности, ты можешь либо принять дар или отказаться. Мне выпала возможность отправиться в Россию в Казанский федеральный университет и учиться на программиста.
 Для меня это стало потрясением! К тому моменту я ни разу в жизни не имел дело с компьютером, не зал даже, как включается. В большинстве африканских семей техника считается недоступной роскошью. Более того, не держал я в руках и сенсорного телефона. И тут – программист. Что же делать, рискнул. Приехав в Россию, заселился в общежитие, в течение восьми месяцев изучал русский язык. Очень сложно! Особенно намучился с вашими падежами. У нас в Африке официальные языки – французский и арабский, английский освоил в школе в качестве дополнительного.
WhatsApp Image 2021-05-14 at 22.07.20.jpeg

После этого со мной вместе на специальность поступило 14 иностранцев из разных стран мира. Первые занятия привели меня в ступор. Преподаватели не придавали значение языковому барьеру, обращаясь к нам со всей строгостью наравне с местными студентами: начинайте программировать параллельно на нескольких языках: «С», «С++», «Питон» и «C Sharp». В тот момент казалось, задача невыполнима. Но вернуться на родину ни с чем – настоящий позор. Как бы я взглянул в глаза матери? Пришлось браться за голову и действовать.

К счастью, у меня была крепкая математическая база. Так как в государственных школах Африки вычислительная техника не используется, все вычисления, доказательства приходится совершать своим умом. Благодаря этому, могу похвастаться хорошей памятью, новые знания получается схватывать налету. Эта база позволила мне в вузе не уделять особого внимание математике, физике и другим базовым приметам, проходить дисциплины интуитивно, полностью сфокусировавшись на программировании.
Тогда я набрал стопки технической литературы на родном французском языке, погружался, разбирался, переводил информацию на русский. Я страдал! Работал днем и ночью. В это время из-за бешенной нагрузки нужна была поддержка и приток сил. Решил принять крещение в католической церкви. Эта религия очень распространена на моей родине, но только в вашей стране, испытав трудности, я обратился к Богу! Начал ходить в церковь, много молился.

На последнем курсе я представил разработанный сайт и защитился с отметкой «хорошо» - единственный иностранный студент в группе, остальные не выдержали и постепенно отчислились. После окончания университета в Казане я решил продолжить свое обучение в России, но уже по близкому мне математическому направлению, побывать на новом месте. В Хабаровск, на далёкий край Земли, меня позвала голландская сестра из католической общины, с которой познакомились в Казани.
Как оказалось, в Хабаровске очень развитая интернациональная католическая община: здесь служат священники из Аргентины и Колумбии, сестры из Бразилии и Голландии. Здесь, где есть моя вера, я чувствую себя как дома. Вместо общежития я поселился в общинном доме. Мои новые друзья первое время помогали мне ориентироваться в городе, давали советы, в свободное от учебы время я наведывался в храм – то помолюсь, то поучаствую в уборке, почищу подсвечники, вымою пол.
ЭксклюзивМнения
Хабаровчанка с африканскими корнями Амина Галицкая о том, как нашла работу и веру
14 ноября 2019, 10:00 0


Кстати, с молодым священником из Колумбии мы даже летом гоняли в футбол – это занятие мне напоминает о родных краях, где можно бегать по полю в свободное время практически круглый год. А во время общения с сестрами я подучил испанский язык. 

В то время я обратил внимание на моменты, которые объединяют и отличают Россию И Африку. Я заметил, что люди у вас хоть и очень серьезные, но в душе добрые, «теплые», общительные. Как ни выйду на улицу, меня окружают, задают вопросы, фотографируются.

Правда не могу привыкнуть к вашим холодам, снегу. Пока не наступила весна, практически не выхожу на улицу, следую по усеченному маршруту «дом-учеба». Выбрался я как-то этой зимой на каток, но столько раз распластался по льду, что на лед больше ни ногой. Я понял - всё-таки больше к футболу склоняюсь.
Кстати, если говорить откровенно, ваш Хабаровск красивее, чище и ухоженней городов Чада. Здесь невероятная архитектура. Особенно поражают величественные православные церкви. Я заходил в одну на площади Славы, даже купил иконки, они тоже очень искусно написаны, отправил к себе на Родину маме. Она была поражена.

 Быстро привык к местной кухне, теперь одно из любимых блюд – наваристый борщ со сметаной.

ЭксклюзивМнения
Студент из Сент-Китса и Невиса – о хабаровских девушках и еде
16 февраля 2019, 12:00 0


Конечно, есть вещи, по которым скучаю, допустим у нас всегда шумно, семьи из 10-15 человек проживают в двух-трехэтажных домах. Вечерами мы выходим во двор, разводим костер, общаемся, поем песни практически до утра.
 
На местных девушек я не заглядываюсь, пока рано – выбор жены для меня дело ответственное и серьезное. Хотя о том, как будет выглядеть моя семья уже задумываюсь. Я вот заметил, что у вас принято, чтобы девушка зарабатывала в семье наравне с мужчиной, тянула бремя, обеспечивала семью. Для нас – это недопустимо. В Африке всю финансовую нагрузку на себя берет отец семейства. А его супруга следит за детьми, подрабатывая лишь в свое удовольствие, чтобы купить золотые украшения–они это очень любят.


Сейчас, отучившись в российской магистратуре по специальности «Прикладная математика и информатика», я уже имею право преподавать в африканских университетах. Профессия педагога у нас престижная, востребованная и высокооплачиваемая, получать можно порядка 2, 5 тысяч долларов в месяц.

Но останавливаться на достигнутом не намерен. Пока есть возможность, буду двигаться дальше, путешествовать по миру, набираться знаний. Уже в следующем году планирую поступить в аспирантуру в Техас. Для этого предстоит сдавать экзамены по английскому языку и математике – к чему я тщательно готовлюсь.
Где бы я ни был, я обязательно вернусь к себе домой в Чад. Чтобы изменять страну, развивать ее. Пока я думаю, что займусь предпринимательством, заработаю денег, на которые смогу продвигать себя как политика. Может мой опыт «человека мира» позволит сделать мою страну лучше.

По теме