Возвращение на боевую службу подводной лодки «Комсомольск-на-Амуре», видится мне, самое громкое событие в судостроении Хабаровского края за последние несколько лет. Некогда именуемая Б-187 – дизель-электрическая субмарина сначала была олицетворением корабельного кризиса, теперь – символ его преодоления. Вы только вдумайтесь, она стояла на ремонте 12 лет! Причем, просто стояла в разы дольше, чем ремонтировалась.
«Амурский судостроительный завод» - тот самый, который строил «Б-187», признанную лучшим кораблём Тихоокеанского флота в 1995-ом году, а затем и забравший её в 2003-ем на ремонт, переживает не лучшие экономические времена.
Три года за его «штурвалом» стояли конкурсные управляющие. В 2014-м завод вынырнул из пучины банкротства, но вода бурлит вокруг него до сих пор. Ещё живы в памяти резкие высказывания вице-премьера страны Дмитрия Рогозина о срыве сроков сдачи корвета «Совершенный». К слову, сейчас он уже в руках ТОФа и проходит испытания.
Добравшись до дна, «АСЗ» таки сумел оттолкнуться от него и начал подъём сквозь кризисную толщу. В 2016-м «Объединённая судостроительная корпорация» - владелец 99,35 % акций верфи, докапитализировала её на 7 млрд рублей, а затем и продлила контракт на строительство двух снабженцев для «Газфлота».
Их спустили со стапелей в 2013-2014 годах, но заказчик потребовал доработки. Корабелы строят и три корвета для нужд ТОФа. «Громкий» должны спустить на воду уже в этом году.
Пожалуй, главным прорывом завода в конце 2016-го стал заказ «Государственной транспортной лизинговой компании» на строительство двух паромов для линии Ванино-Холмск. Общая стоимость – 10 млрд рублей. За эти суда боролись не только корабелы, но и губернаторы. Что Вячеслав Шпорт, что Олег Кожемяко – глава Сахалинской области, настаивали в Москве: паромы для нужд дальневосточников должны строиться в дальневосточных доках.
Гражданский заказ породил конкуренцию и внутри Хабаровского края. Своё желание заполнить цеха строительством железнодорожно-автомобильных судов выказывал и «Хабаровский судостроительный завод».
Конечно, в экспозиции Хабаровского края нашлось место «Суперджету» (склёпанная своими двоими модель до сих пор стоит у меня на рабочем столе). Но всё-таки в натуральную величину в бухте Аякс продемонстрировали именно быстроходный А 45-2. И именно на его борт поднялся Президент страны.