Главное

Замри, беги, дерись

10.03.2020
Бондарева
Марина

  Хабаровский психолог Марина Бондарева о том, что не нужно списывать агрессию подростка только на «гормональный взрыв»:

- Недавно произошедшая история с мурманским подростком в очередной раз взбудоражила россиян. 14-летний юноша напал на 11-летнего мальчика, избил, задушил и закопал в снегу. Хорошо, что мальчик лишь потерял сознание и врачи смогли его спасти. И говорят, это не первая жертва школьника, который, вроде бы, из нормальной семьи.

Не первый раз в новостях мелькают такие сюжеты. И почти каждый раз оказывается, что подобные действия подростков – это все-таки крайняя степень отражения неблагополучной семейной ситуации. И эта немотивированная, казалось бы, жестокость, не возникла на пустом месте.

Подростковый возраст — словно лакмусовая бумажка всего предыдущего периода развития, ведь ребенок одномоментно не становится вдруг чудовищем. В пубертатный период срабатывает накопительный эффект. Он, к слову, схож с кризисом 3 лет, только в детстве ребенок отстаивает свою «самость»: «я сам!», «я личность», а в подростковом возрасте – свою социальную значимость, которая может выражаться в том числе и девиантным поведением.

Ведь что такое подростковая агрессия? Это как правило своеобразный крик о помощи «заметьте меня, услышьте!». Но желание выразить эмоции девиантно у ребенка вряд ли возникнет, если родители удовлетворяли потребности в заботе, любви, понимании. При этом дети всегда берут пример со старших. Если взрослые допускают жестокость, оскорбление, унижение или насилие по отношению к ребенку, то и он будет реагировать на все подобным образом. Причем, агрессия необязательно может быть направлена на обидчиков, то есть на родителей. Ребенок может пассивно-агрессивным образом относится к другим людям. Дома меня не принимают, мной недовольны – чтобы реабилитировать свое «я», я включу роль агрессора.

Педагог Дмитрий Верин-Галицкий о том, как мы говорим с детьми
25 февраля 2020, 10:00 0

Кстати, существует стереотип: если ребенок задумал плохое, то это будет видно заранее… но нет, бывает по-разному. У людей, как и у животных есть три основные инстинктивные первобытные реакции на стресс: «замри», «беги», «дерись». Поэтому подросток может затихнуть – уйти в себя, перейти в роль аутсайдера, или начинает убегать из школы, стремится уйти подальше от опасных ситуаций, или же встает в защитную позу. Однако защитная реакция может быть неадекватной, например, в ответ на замечание учителя ребенок среагирует так, как будто что-то угрожает его жизни, то есть в несколько раз интенсивнее, чем требует сложившаяся ситуация. Происходит так потому, что сил на удержание агрессивных эмоций при переживании хронического стресса уже нет и способность к эмоциональной саморегуляции у подростка еще недостаточно развиты.
А ведь такая агрессия – это всего лишь верхушка айсберга, занырнешь глубже, а там неудовлетворенная потребность в любви, в принятии, много наболевших проблем, которые никто не выслушал… Поэтому неправильно говорить о том, что враждебность - это следствие гормонального взрыва, ведь если ребенок переживает эмоциональное благополучие (у него развита эмпатия, он доверяет взрослым), то ему достаточно легко контролировать свои эмоциональные состояния и агрессивные порывы даже в пубертатный период.

И здесь родителям важно быть для отпрыска добрым наставником, который обладает знаниями, умениями, опытом, который всегда готов прийти на помощь, выслушать и принять чадо в любом эмоциональном состоянии. Нужно учитывать его возросшее чувство взрослости, его мнение.

Примерять роль довлеющего авторитарного взрослого, который навязывает свои ценности и убеждения в унизительной для ребенка форме, неправильно. Игнорируете подростка? Тогда он будет бунтовать и не всегда конструктивною. Ведь важно понимать, что ребенок пришел в этот мир не для того, чтобы подчиняться и соответствовать нашим ожиданиям, у него свой путь развития и это нужно учитывать. И зачастую люди, которые обращаются ко мне за помощью, в ходе беседы понимают, что не всегда отслеживают этот момент, не осознают, что они сами являются агрессорами, а подросток лишь копирует их поведение.

Поэтому в воспитании ребенка важно помнить об эмпатии, и только уважительное отношение к личности позволит избежать этих ужасающих историй.

 

По теме