Кто такие дальневосточники и что с ними делать?

21.10.2019
Демидов
Дмитрий

Судья Хабаровского краевого суда в отставке Дмитрий Демидов о ребусах и табу:


- Уже который год на самом высоком уровне ведутся разговоры и принимаются меры по улучшению жизни дальневосточников. А статус дальневосточника по-прежнему условный и нормативно так нигде и не закреплен.

Кстати, все ли знают, что с ноября 2018 года в нашем дальневосточном полку прибыло? Дальневосточники теперь – это и жители Республики Бурятия и Забайкальского края.

А кто перечислит все появившиеся за последний год новые льготы для тех, кто живет на Дальнем Востоке или собирается тут жить?

И нас все больше, и льгот все больше, но повода для радости я не вижу.

Ребус


Почти 20 лет назад при устройстве на службу в Николаевск-на-Амуре я решил выяснить - какие коэффициенты к зарплате и в каком порядке мне должны платить и какие там вообще на севере льготы?

Удивлению моему не было предела, когда для получения ответа на элементарный вопрос мне - юристу пришлось изучить множество нормативно-правовых актов различной юридической силы и возраста. Причём каждый из них содержал лишь часть ответа на вопрос, как в увлекательной игре.

Сейчас я удивился еще больше, когда выяснил, что за 20 лет ситуация ничуть не изменилась и даже запуталась.

Проблема, конечно, носит общероссийский характер и заключается в том, что многие законы и нормативно-правовые акты из регулятора общественных отношений превратились в ребусы, разгадка которых у каждого своя.
Но все же очень интересно узнать причину, которая уже много лет мешает государству собрать все дальневосточные преимущества в кучу и простым понятным каждому языком изложить их в одном документе и положить этот документ на видное место?

Табу


Кроме того, боюсь, что от простого увеличения льгот, преимуществ и разного рода строек на Дальнем Востоке толку будет мало.

О том же говорят и сами дальневосточники, уверенно голосуя ногами на запад, подальше от льгот и строек. При этом еще и вымирая рекордными темпами.

Почему? Давайте попробуем подумать.

Да, с уровнем рождаемости в России вообще и на Дальнем Востоке в частности, проблемы. Но по сравнению с другими европейскими странами он не низкий.

Население убывает по другой причине — очень высокий уровень смертности. Когда говорят о смертности, вспоминают про плохую экологию, слабое здравоохранение, но к России эти причины не подходят. Задумайтесь, уровень смертности в Гондурасе, Анголе и Албании ниже, чем у нас. Там что, очень развито здравоохранение и отличная экология?!

Мы ищем зло не там, где оно спряталось. Проблема, думаю, выходит за рамки материального мира, она сидит в наших умах и касается вопросов культуры, религии, души.
Наше общество перестало интересоваться, обсуждать действительно значимые для нас проблемы, о которых надо писать, показывать, говорить, нас больше интересует информация о том, с кем спал один, пил или не пил чистящие средства другой. Мы не хотим говорить о реальных проблемах, которые внутри нас, а не в деньгах.
Студент Дарья Гришина о выборе между Барселоной и Хабаровском
26 сентября 2019, 14:00 0


Есть страны, где рождаемость растёт и без всякой поддержки государства, а просто потому, что рожать и заботиться о детях — естественная потребность. Но ток-шоу на эти темы мы с вами не увидим. Маленькие рейтинги будут.

А ведь интересно было бы обсудить, чем отличается господдержка материнства и детства в России от других стран… Ведь в нашей стране она без преувеличения серьезная, а на Дальнем Востоке - её ещё больше. И все, по большому счету, без толку.

Может, есть необходимость порассуждать о том, чтобы все силы бросить на решение проблемы смертности, а тот, кто хочет иметь много детей, будет их иметь и без оглядки на государство? Хотя бы порассуждать?

Понятно, что ресурсы страны ограничены. Территория огромна. Финансы размазаны по большой площади, всем мало, все недовольны и не ощущается результата, который можно пощупать.

ЭксклюзивМнения
Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» о своеобразии коммерции в Приморье
02 сентября 2019, 13:30 0


При этом есть много отдаленных населенных пунктов, где все совсем плохо, где благополучных законопослушных сограждан днём с фонариком не найти – и никто не знает, что с этим делать. Это правда, о которой нельзя молчать.

Может, заслуживает внимание мнение, что при ограниченных ресурсах и огромных территориях следует сконцентрировать имеющиеся возможности в нескольких центрах, чтобы хоть там всё радовало глаз и душу?
Вопросов масса, но на публичные обсуждения большинства из них мы сами себе наложили табу, вплоть до уголовной ответственности.

Взрыв


Продолжающийся отток населения с Дальнего Востока объяснить легче. Люди, по крайней мере, большинство, хотят жить там, где тепло и уютно, в мегаполисах с большим выбором во всех отношениях. Такая тенденция во всём мире.

Тяжелее понять, как переломить эту тенденцию. Конечно, одному богу известно, что будет завтра, но по некоторым совсем пессимистичным прогнозам, население Дальнего Востока к 2050 году сократится почти на 40 процентов и составит менее 4 миллионов человек.

Что же делать?
Я думаю, для начала нужно исключить в работе по развитию Дальнего Востока принцип «лишь бы что-то делать».

Да, сейчас на Дальнем Востоке много чего строится и внедряется, но проекты, способные по настоящему сработать, должны быть кардинальными, такими, чтобы захватывало дух. Это должен быть взрыв в хорошем смысле слова – не только социальный и экономический, но и духовный.

А теперь возьмём любую стройку, любую действующую госпрограмму по развитию Дальнего Востока и спросим себя – дух захватывает? взрыв будет?

По теме