Директор Дальневосточного Института Управления РАНХиГС Вячеслав Кушнарев в рамках совместного проекта ИА и газеты « Известия» поделился мнением о том, что должны учитывать регионы при формировании политики в области образования.
В чем специфика высшей школы, и в целом — образования, на Дальнем Востоке?
Общие тенденции известны. Специалисты выходят из ВУЗов излишне «теоретизированными», не имея эффективной практики. По направлению, указанному в дипломе, трудится едва ли половина выпускников. Заменить тех, кого пора менять, некем.
Не так давно в одной научной работе, посвященной проблемам профессионального образования, наткнулся на формулировку: «Главным источником знаний выступает обучающий (преподаватель, учитель)». В голове тут же возник вопрос: а точно ли автор знает, о реалиях какого времени он рассуждает?
Какова цель этого всеобщего программирования? Сам процесс? Или все-таки результат? Думается, что, конечно, второе.
Кого мы хотим получить на выходе? Солдата, приученного четко исполнять приказы командира, или мастера, способного настраивать свой главный инструмент — интеллект — на волну времени?
Серьезная проблема дальневосточного образования в том, что лучшие из лучших (имею в виду уровень подготовки) стремятся покинуть родные места. Чтобы учиться в Москве, Санкт-Петербурге или вовсе за пределами России. И назад они, как правило, не возвращаются.
Что мы можем предложить им в качестве альтернативы? Как известно, сила специалиста, соответствующего духу времени, — в постоянно расширяющемся багаже его компетенций.
Пока же налицо дисбаланс между методологией инновационной деятельности, проектированием, разработкой и внедрением современных технологий в системе образования и конечным результатом, которого от этой системы ждут общество и государство. Здесь, как в школе, опасно «стричь всех под одну гребенку». Нельзя уравнивать регионы в потребностях образовательной системы. То, что обеспечит востребованность молодому специалисту, скажем, в Краснодаре, отнюдь не станет его конкурентным преимуществом в Хабаровске или Владивостоке.
Здесь же кроется еще одна сторона главной проблемы самых обширных и самых малонаселенных территорий страны. Чтобы удержать специалистов там, где они родились, надо, чтобы и преподавательский конгломерат был настроен именно на такой результат своего труда. Не сетуя, что мы «далеко от столицы», что возможностей меньше (ну только если материальных) и что это никому не нужно.