Доктор политических наук, профессор, декан социально-гуманитарного факультета ТОГУ Илдус Ярулин - о скандале и шуме вокруг комсомольского SSJ100:
- Существуют разные интересы у разных групп, у перевозчиков, у авиастроителей и прочих. Как мне представляется, есть сложившееся лобби, которое заинтересовано – естественно, не безвозмездно – в закупке «Боингов», «Эйрбасов» и «Бомбардье» и они отрабатывают полученные деньги. Мощная критика на «Суперджет» и весь этот шум в СМИ - для того, чтобы мы отказались от этого производства, но тогда мы Россию ставим в положение самых пост-колониальных держав.
Да, «Суперджет» не самая, наверное, совершенная конструкция, там хватает нюансов, над которыми надо работать.
Есть два пути: либо закрывать производство этих самолётов, что крайне невыгодно ни Комсомольску, ни работникам авиазавода, ни России, либо продолжать – и для этого нужно предпринять комплексные меры. Раз мы уже его создали, значит, нужна долгосрочная программа, которая поставит своей целью сделать «Суперджет» тем лайнером, каким он должен быть – межрегиональный, среднемагистральный, с учётом специфики Дальнего Востока, Сибири и других регионов страны. Ведь нам сейчас часто сначала нужно долететь до Москвы и уже потом из неё добираться в другие города.
Нужна программа доведения этого самолёта «до ума», даже не настолько связанная с конструкцией – это уже путь инженеры работают – нужна сервисная служба, обслуживающая «Суперджет», нужна служба, поставляющая запчасти. Мы же все знаем, есть случаи, что машины простаивают из-за нехватки деталей.
Глава региона рассказал о человеческом факторе в катастрофе в Шереметьево
29 мая 2019, 21:10 0
Ещё один момент: выступает генпрокурор России и говорит, что в авиации проблема с кадрами, а мы знаем, что лётчики гражданской авиации просто уезжают работать в другие страны, где им платят вдвое лучшие зарплаты и создают условия для работы. Чайка утверждает, что у нас пилотов не хватает и нет системы подготовки.
Что с этим делать? Вот сейчас создают
укороченную модель «Суперджета», насколько я понимаю, чтобы она летала по Сибири и Дальнему Востоку. Может быть, в рамках этой программы на базе Комсомольского технического университета открыть факультет по подготовке лётчиков, которые бы специализировались на этом самолёте?
Рядом с производством можно было бы готовить пилотов, которые бы знали нюансы этого самолета. Я вот смотрю это
ставшее знаменитым письмо Росавиации, в нём чётко прописано: заняться подготовкой кадров, как их учить работать в условиях чрезвычайных ситуациях – всё это можно сделать в Комсомольске.
То есть, устранить те недостатки, которые есть у «Суперджета», создать комплексную сервисную службу – и детали, и обслуживание – и систему подготовки кадров. Так мне видится перспектива. Да, она затратная, проще сказать, «мы отказываемся от «Суперджета» и будем покупать «Боинги». Хотя всякое бывает, мы видим, что и «Боинги» падают, и с «Эйрбасами» есть проблемы. Авиация вообще рисковое дело, но ставить крест на «Суперджете» - это преступление.
Мы знаем, что и внутри страны есть определённая конкуренция, были же нормальные самолёты, Ту-204. Но на Казанском авиазаводе взяли и практически свернули эту программу, что это? К чему это привело – к тому, что мы критически зависим от поставок иностранных самолётов.
Мне кажется, в этом направлении губернатор и предлагает действия, а то, что «Аэрофлот» начал искать крайних – это как всегда, это нормально, найти одного кого-нибудь, на него всё повесить и дальше решать свои проблемы. Мы все прекрасно знаем, что серьёзные лоббистские устремления у этого авиаперевозчика есть. Как бы «Суперджет» не оказался заложником игр и интересов разных лоббистских групп.
Как мне представляется, Сергей Фургал здесь правильно делает: он отстаивает своё, хабаровское производство. Это один из элементов, связанных с проектом Комсомольска-на-Амуре как Города президентского внимания – если закрыть там все производство, останется только Деревня президентского внимания.