Главное

Там, где освящен престол, не место раздевалке

03.06.2019
Ушакова
Любовь

Искусствовед Третьяковской галереи Любовь Ушакова - о противостоянии музейщиков с церковью и ценности хабаровских икон:


- В Хабаровске я уже была несколько лет назад. Приезжала, как и сейчас, с лекциями о русских иконах. Видела вашу коллекцию в Дальневосточном художественном музее. Смотрю ее теперь и вижу новые работы, а те, которые были прежде, отреставрированы. Очень хорошая экспозиция! Она маленькая, но ценная.

В музейной практике иконы оценивают прежде всего с точки зрения их древности. Они даже располагаются по векам и эпохам.

С одной стороны это понятно, потому что иконы сильно связаны с историей нашего отечества. Но икона является не только музейной ценностью, исторической, художественной, прежде всего она – святыня. Чудотворными иконы могут быть большой древности и совершенно новые. И если смотреть на икону с этой точки зрения, то и высокохудожественное письмо, и менее художественное, бывает одинаково чтимо.

Но, конечно, древность все же на первом месте. Бывает важна уникальность сохранности иконы.

ЭксклюзивКультура
Сегодня в Дальневосточном художественном музее открывается выставка монастырской иконописи
17 августа 2017, 17:00 0


Если говорить об уровне нынешнего письма икон, то он достаточно высок, и прежде всего в столичных городах. Очень хороший иконостас у вас в Хабаровске в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Канонический, пятиярусный! 

Была я и в Петропавловском женском монастыре. Монахини пишут иконы и делают росписисвоих церквей на высочайшем уровне. К Пасхе они закончили фрески в алтаре. Когда я увидела, как они пишут, я сделала вдох и не могла выдохнуть. Тончайшая работа, а я, уверяю вас, рассмотрела все детали! 
История искусств, и в частности иконописи, имеет интересную закономерность – чем труднее время, чем больше опасности нападений, захвата и войн, чем больше попыток разорвать нашу страну, тем выше художественный уровень строящихся храмов и икон, которые для них пишутся. Вспомнить хотя бы татаро-монгольского иго, когда жил великий иконописец Андрей Рублей. Нынче время другое, но не менее сложное. 

Неизбежно, когда говорят об иконах, возникает тема уместности их бытования в музее. Мы часто забываем, что иконы создавались не для музея. Это потом волей судеб они туда попали. Да, музейщики – те люди, которые сохранили святые изображения в страшные годы богоборчества. Они буквально спасли их из руин разрушенных храмов. Многие сотрудники музеев прошли тюрьмы, жизнь отдали, сохраняя эти ценности, которые принадлежат нашему отечеству. Если бы не их самоотверженность, древних икон попросту бы не осталось.

А теперь церковь требует иконы вернуть. Это очень сложная тема.

ЭксклюзивНаш край
Московские скульпторы уже разрабатывают проект нового монумента
08 мая 2019, 13:15 0


Как и тема зданий. Сейчас церковь настаивает на возвращении келейного корпуса Спасо-Андроникова монастыря, который принадлежит музею. Об этом можно много и долго спорить, но очевидно, что здание строилось не для музея, оно для него не приспособлено.

В свое время музеи были, например, и в Троице-Сергиевой лавре и в Марфо-Мариинской обители. Там располагались реставрационные мастерские имени Грабаря.
Реставраторы не хотели оттуда уезжать.
Но не может алтарь служить раздевалкой. Там, где однажды освящен престол, до скончания века служат ангелы.

Для человека, живущего в православной культуре, должно быть понятно, что храм - это храм, а не склад, музей, мастерские или библиотеки. 


По теме