Там, где освящен престол, не место раздевалке

Автор: Ушакова Любовь
Раздел: Мнения 1665
Поделиться
Поделиться
Отправить
Любовь
Ушакова
Мнение

Искусствовед Третьяковской галереи Любовь Ушакова - о противостоянии музейщиков с церковью и ценности хабаровских икон:


- В Хабаровске я уже была несколько лет назад. Приезжала, как и сейчас, с лекциями о русских иконах. Видела вашу коллекцию в Дальневосточном художественном музее. Смотрю ее теперь и вижу новые работы, а те, которые были прежде, отреставрированы. Очень хорошая экспозиция! Она маленькая, но ценная.

В музейной практике иконы оценивают прежде всего с точки зрения их древности. Они даже располагаются по векам и эпохам.

С одной стороны это понятно, потому что иконы сильно связаны с историей нашего отечества. Но икона является не только музейной ценностью, исторической, художественной, прежде всего она – святыня. Чудотворными иконы могут быть большой древности и совершенно новые. И если смотреть на икону с этой точки зрения, то и высокохудожественное письмо, и менее художественное, бывает одинаково чтимо.

Но, конечно, древность все же на первом месте. Бывает важна уникальность сохранности иконы.

ЭксклюзивКультура
Сегодня в Дальневосточном художественном музее открывается выставка монастырской иконописи
17 Августа 2017, 17:00 0


Если говорить об уровне нынешнего письма икон, то он достаточно высок, и прежде всего в столичных городах. Очень хороший иконостас у вас в Хабаровске в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Канонический, пятиярусный! 

Была я и в Петропавловском женском монастыре. Монахини пишут иконы и делают росписисвоих церквей на высочайшем уровне. К Пасхе они закончили фрески в алтаре. Когда я увидела, как они пишут, я сделала вдох и не могла выдохнуть. Тончайшая работа, а я, уверяю вас, рассмотрела все детали! 
История искусств, и в частности иконописи, имеет интересную закономерность – чем труднее время, чем больше опасности нападений, захвата и войн, чем больше попыток разорвать нашу страну, тем выше художественный уровень строящихся храмов и икон, которые для них пишутся. Вспомнить хотя бы татаро-монгольского иго, когда жил великий иконописец Андрей Рублей. Нынче время другое, но не менее сложное. 

Неизбежно, когда говорят об иконах, возникает тема уместности их бытования в музее. Мы часто забываем, что иконы создавались не для музея. Это потом волей судеб они туда попали. Да, музейщики – те люди, которые сохранили святые изображения в страшные годы богоборчества. Они буквально спасли их из руин разрушенных храмов. Многие сотрудники музеев прошли тюрьмы, жизнь отдали, сохраняя эти ценности, которые принадлежат нашему отечеству. Если бы не их самоотверженность, древних икон попросту бы не осталось.

А теперь церковь требует иконы вернуть. Это очень сложная тема.

ЭксклюзивВ районах края
Московские скульпторы уже разрабатывают проект нового монумента
08 Мая 2019, 13:15 0


Как и тема зданий. Сейчас церковь настаивает на возвращении келейного корпуса Спасо-Андроникова монастыря, который принадлежит музею. Об этом можно много и долго спорить, но очевидно, что здание строилось не для музея, оно для него не приспособлено.

В свое время музеи были, например, и в Троице-Сергиевой лавре и в Марфо-Мариинской обители. Там располагались реставрационные мастерские имени Грабаря.
Реставраторы не хотели оттуда уезжать.
Но не может алтарь служить раздевалкой. Там, где однажды освящен престол, до скончания века служат ангелы.

Для человека, живущего в православной культуре, должно быть понятно, что храм - это храм, а не склад, музей, мастерские или библиотеки. 


Поделиться
Поделиться
Отправить
Отправить новость в редакцию




CAPTCHA
Комментарии:
Яков Соловьёв
Автор, как и сюжет статьи - бесполезные.
Авторизуйтесь на сайте через социальную сеть для возможности комментирования. Авторизуясь, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных.

Другие новости рубрики:
Хабаровский психолог Светлана Чернова о боссах, которые портят нам жизнь
0 18.06.2019 10:00:00
«Гуру секса» Александр Полеев о тенденциях сексуальной революции
1 14.06.2019 10:00:00
Журналист Елена Романова о том, почему зритель прет косяком «на Москву»
0 13.06.2019 09:00:00
Хабаровская сваха Лина Ильина о проблемах одиноких мужчин
1 10.06.2019 09:00:00
Мнения 05.06.2019 11:30:00
Председатель совета союза садоводов Хабаровского края Виктор Сайков о противоречиях новых законов
05 Июня 2019 0
Мнения 30.05.2019 16:00:00
Политолог Илдус Ярулин объяснил скандал и шум вокруг комсомольского SSJ100
30 Мая 2019 0
Мнения 21.05.2019 10:00:00
Старший инспектор управления недропользования минприроды Николай Ищук - о частной добыче
21 Мая 2019 0
Мнения 15.05.2019 10:00:00
Редактор ИА «Хабаровский край сегодня» Оксана Добротворская о том, как на самом деле соблюдается противопожарный режим
15 Мая 2019 0
Мнения 14.05.2019 11:30:00
Эксперт по недвижимости Александр Хворов – о земельных участках в хабаровской агломерации
14 Мая 2019 0
Мнения 13.05.2019 10:00:00
Мать двоих детей о том, что стало бы лучшим стимулом рождаемости:
13 Мая 2019 0
Мнения 03.05.2019 13:00:00
Заведующая кафедрой философии ДВГМУ Лариса Лихобабина о деонтологии и биоэтике
03 Мая 2019 0
Мнения 25.04.2019 11:00:08
Бизнесмен Евгений Мишталь о том, почему все больше родителей переводят детей на домашнее образование
25 Апреля 2019 0

Подписка

Доставка новостей на эл. почту
без спама и рекламы
© 2019 Хабаровский край сегодня
Сайт разработан в RASA

Сетевое издание «Информационное агентство «Хабаровский край сегодня». Номер свидетельства ЭЛ №ФС 77-68538 от 31.01.2017, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель: АНО ЦПСИ «Открытый регион», 680000, Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 56, Главный редактор: Оксана Алексеевна Добротворская, электронный адрес: hks@todaykhv.ru

Данный сайт содержит информационную продукцию категории 18+. При перепечатке либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта гиперссылка на источник обязательна. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.