Суд и обвинение – власть, а защита - нет

15.08.2018
Кушнарев
Виктор

Президент Адвокатской палаты Хабаровского края об одном оправдательном приговоре за 27 лет:



- Моя адвокатская практика началась в 1991 году. Знаете, сколько оправдательных приговоров у меня было за 27 лет? Один. И здесь нечему удивляться: совершенно обычная ситуация для судебной системы России в целом и Хабаровского края – в частности.

В теории суд беспристрастен. Судья должен выслушать и ту, и другую сторону, рассмотреть все доказательства, и только после этого бесстрастно рассудить, кто прав. Сделать собственный вывод о виновности или невиновности – но для этого придется взять ответственность на себя.

Более того, для того, чтобы принять взвешенное решение, нужно размышлять и напрягаться. Но зачем, если все уже изложено в обвинительном заключении?

А если вдруг в судебном заседании возникнут какие-то новые обстоятельства, их легко можно не заметить или проигнорировать.

Не с этим ли связано то, что до 1 сентября 2019 года отложено исполнение поправки, принятой Госдумой, о ведении обязательной аудиозаписи судебного заседания?
Судья должен защитить человека от власти, если окажется, что она действует против его интересов. Но судья – и есть власть. И потому она действует, к сожалению, зачастую в интересах власти. И сторона обвинения – это власть. А вот сторона защиты власти не имеет. Соответственно, от нее ничего не зависит.

Принцип состязательности сторон существует в нашей стране только на бумаге.

Роль адвокатуры значительно принижена, а сторона обвинения безоговорочно превалирует. Отношение «Они свои – а вы чужие» демонстрируется адвокатам, начиная с порога суда. Прокуроры проходят в здание спокойно, адвокаты же тщательно досматриваются на входе.

ЭксклюзивМнения
Председатель совета ветеранов прокуратуры края Галина Пысина - о наказании виновников ДТП
25 июля 2018, 12:30 0


Дальше начинается подготовка к процессу. Прокуроры готовятся в отведенном для этого помещении. Адвокаты – где придется: у них помещения нет. Прокурору нужно уточнить что-то у судьи? Он заходит к судье. Адвокату это не разрешено.

Если же адвокаты слишком сильно мешают следствию, то оно, как показывает практика, может просто их отстранить. С формулировкой «действовал не в интересах потерпевшего» – как будто адвокат может поступать иначе.

Устоявшаяся практика, при которой любой человек, попавший в суд в качестве подсудимого, в 99% случаев не выйдет из него оправданным, носит название «стабильность судебных решений».
Бывает, что, когда в суд приходит новый судья – он начинает выносить оправдательные приговоры. Год, не больше. А потом становится частью системы и делает, как принято.

Можно ли изменить систему? Да, хотя это и не просто. И начать стоит с возвращения к прошлому опыту – надо вернуть прокуратуре всю полноту надзора за следствием.

Перенос части функций в следственный комитет явно не оправдал ожиданий. Если ранее за каждый арест нес ответственность прокурор, сегодня же они практически автоматически продлеваются судами.

Константин Вачевских возместил «Сбербанку» 400 млн руб ущерба
08 августа 2018, 12:15 0


Сейчас по инициативе Верховного суда выдвигается предложение – создать корпорацию следственных судей, которые будут следить за следствием. Но зачем изобретать новое, если есть решение, проверенное временем?
Если ответственность вернется прокуратуре, то кардинально это ситуацию не изменит, но, уверен, станет меньше вопиющих нарушений, которые наблюдаем мы, адвокаты.

Например, не так давно в Бикине органы следствия установили прослушку, записали разговор адвоката с подзащитным – и приобщили запись к уголовному делу. Это злостное нарушение закона и прав человека.

Три месяца мы пытались добиться справедливости, и все, чего добились – замечания для следователя. Запись, добытая незаконным путем, осталась при уголовном деле.

Потому что, как я уже говорил, обвинение, следствие и суд в нашей стране – это власть. А защита - нет. Отсюда и один оправдательный приговор за 27 лет.

По теме