Главное

Трагедия со сбитой семьёй в Хабаровске – плод системной ошибки

25.07.2018
Пысина
Галина

Председатель совета ветеранов прокуратуры Хабаровского края - о наказании виновников ДТП:

- Мне довелось около 15 лет трудиться в органах прокуратуры как раз в период развития и расцвета советской системы права, в основе которой находились конституционные положения о защите прав и законных интересов потерпевших, была предусмотрена необходимая материальная компенсация на содержание детей в случае, если ребёнок лишался родительского содержания по чьей-то вине.

В УК РСФСР (1960 г.) ответственность за нарушение правил дорожного движения была регламентирована ст. 211 в трёх её частях. При этом санкция в отношении нарушителя ПДД при причинении смерти одному человеку была не менее 5 лет лишения свободы и до 10 лет, а санкция при наступлении смертей нескольких человек – от 7 до 15 лет лишения свободы. Вот такие были суровые законы.  Сейчас санкции в уголовном праве за причинение смерти при ДТП значительно снизились, окончательное наказание суд определяет по минимальной планке. Такая сложилась практика...
Состояние алкогольного опьянения однозначно значительно усиливало, отягощало ответственность водителя. В качестве дополнительных мер – обязательное лишение водительских прав. 

Материальная ответственность за нанесенный вред также носила обязательный характер вне зависимости от привлечения виновного к ответственности уголовной. Впрочем, именно здесь мало что изменилось и сейчас. Только доказывать наличие вреда стало сложнее.

Что еще упущено за эти годы? Раньше нас, работников прокуратуры, расследовавших такие дела, поддерживающих обвинение в судах, осуществлявших прокурорский надзор, обязывали выявлять факты, когда без надлежащего содержания оставались дети погибшего (или пострадавшего и утратившего работоспособность родителя). 
Очевидцы ДТП на Вахова рассказали подробности трагедии
23 июля 2018, 12:00 0

Органы прокуратуры при выявлении таких фактов выходили в суд с исковыми заявлениями в интересах несовершеннолетних и взыскивали денежное содержание (в рамках среднего заработка пострадавшего родителя по месту его работы до происшествия) до совершеннолетия детей, а при поступлении на учёбу сразу после окончания школы – до окончания первого любого учебного заведения. 

Иск в рамках гражданского законодательства в таком случае предъявлялся не к водителю-нарушителю, а независимо от вины к владельцу источника повышенной опасности. В равной степени это относилось как к причинению вреда в результате автодорожного происшествия, так и при причинении вреда любыми другими механизмами.

Эта норма права и сейчас конструктивно и фактически не изменилась, но на практике по какой-то причине даже адвокаты не осуществляют поддержки пострадавшей стороне в надлежащем объёме, не используют все возможности современного гражданского законодательства. Даже этот материальный стержень, сохранившийся с советских времен, практики от права почему-то обходят стороной.


Даже после того, как я ушла на пенсию по выслуге лет, стала членом Союза писателей России, тема ответственности нарушителей ПДД, которая сейчас неадекватна содеянному, особенно там, где остались дети, меня волнует по-прежнему.

До сих пор помню дело 70-х годов, в котором я поддерживала обвинение. Сколько лет прошло - помню этого студента Сашу, который был взят под стражу в зале суда, получив 5 лет лишения свободы за смерть женщины - матери пятерых детей. Применительно к его личности, его поведению после наезда, а также иным обстоятельствам, всегда ощущала суровость приговора. Но в то время (конец 70-х) - это был минимум, который получал за смерть в ДТП его виновник. 
   

Потом в какой-то момент общество стало относиться к смерти на дороге так безразлично, что позволило законодателю смягчить ответственность за дорожные наезды до уровня полной безответственности.

 Убрали уголовную ответственность за причинение среднего вреда здоровью - и виновные стали использовать эту лазейку. Не напишет врач в справке слова «сотрясение головного мозга» - вот и нет уже тяжкого вреда - иди потом судись-рядись в гражданском бесконечном процессе. После того, как с огромным трудом добьешься получения в ГИБДД копии постановления об административной ответственности.

Опять пример из моей практики. Уже после 2010 года в гражданском деле я выступала на стороне пострадавшего в ДТП.

Почти 4 года (без нескольких месяцев) понадобилось одному из районных судов Хабаровска, чтобы рассмотреть примитивный, на первый взгляд, гражданский спор. Даже и не спор – гражданское дело о возмещении ущерба и компенсации вреда пешеходу, сбитому на переходе водителем автомобиля.
В прошлом он не имел судимостей, но неоднократно нарушал ПДД
24 июля 2018, 17:50 0

Четыре года активной борьбы ушло у потерпевшего за свое право получить компенсацию: за платные медицинские услуги, приобретение лекарств, моральные страдания и потерю здоровья. 4 года жизни, потраченные на доказывание очевидных обстоятельств: факт нарушения ПДД был установлен постановлением об административном правонарушении. 

Разбирательство было по полной программе: с назначением и проведением экспертиз (разбирались, насколько правомерно было приобретение лекарств и производство операции, оспаривался диагноз – справок лечебного учреждения оказалось недостаточно). 

Сопровождалось разбирательство почти детективным поиском мест пребывания ответчика. Три года дело откладывали из-за его неявки. Наконец, компенсацию потерпевшей стороне суд всё-таки присудил. Но чего это стоило!

Очень хочется надеяться, что в случае с трагедией с недавним наездом на семью на улице Сысоева в Хабаровске, виновный понесёт максимальное наказание, предусмотренное законом. Но вернуть ребёнку отца и главного кормильца никакому суду не подвластно.
А удастся ли привлечь виновника ДТП или собственника автомобиля к материальной ответственности – очень большой вопрос при современной правоприменительной практике.

  

По теме