Как предприятию создать финансовую подушку благодаря выстроенной логистике
Директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали» Александр Гаврилов о том, как IT-технологии меняют транспортно-логистическую сферу в Хабаровском крае и помогают бизнесу сокращать расходы:
- Глобальная перестройка экономики изменила цепочки поставок. Рынок грузоперевозок адаптируется к новым правилам игры — ищет контрагентов, стремится сохранить клиентов и использует цифровые решения, которые позволяют работать эффективнее. 

Трансформация логистики как точка роста бизнеса

Логистика влияет на обороты предприятия, поскольку расходы на нее существуют на всех этапах деятельности компании: транспортировка сырья, перевозка товаров контрагентам, доставка продукции конечному потребителю и т. д. Более 70% стоимости продукции составляют издержки на выполнение заказов, связанные с их обработкой, хранением на складе, перевозкой, управлением запасами, а также упаковкой и постпродажным сервисом (гарантийным и техническим обслуживанием).

Создание комфортных условий доставки (сжатые сроки, оптимальные маршруты) увеличивает лояльность клиентов. Надежность и стабильность поставок имеют большое значение для контрагентов — от этого зависит количество повторных заказов. Цифровизация логистики позволяет увеличить экономическую эффективность деятельности компании за счет автоматизации бизнес-процессов.

Научные исследования показывают, что в составе затрат времени, отведенных на производство, складирование и доставку, от 2 до 5% уходит на изготовление продукции. А значит, до 95% занимает логистика. Сокращение издержек начинается с отлаженной учетно-информационной системы и программных продуктов для анализа расходов структурных подразделений предприятия — участников логистической цепочки.

Опыт предприятий, связанных с закупками и транспортировкой, показывает, что тот, кто анализирует логистику и выстраивает стратегию на основе реальных данных, а не на гипотезах, имеет более высокие показатели прибыли по отношению к вложенным средствам.

К цифровизации логистики готовы не все 

Оптимизация цепочек поставок, автоматизация склада, сокращение сроков и пути доставки возможны за счет внедрения новых цифровых инструментов. Но директора-консерваторы не торопятся с их внедрением. Они предпочитают работать по старым правилам, потому что уверены: внедрение новых цифровых решений потребует серьезных инвестиций в закупку программного обеспечения и обучение персонала.

С одной стороны, у них уходит много средств на неотлаженные и неоптимизированные логистические процессы, с другой — турбулентность на рынке поставила некоторые компании в условия выживания. Руководители считают, что такой период — не лучшее время для цифровой трансформации бизнеса.

На деле же подобные убеждения мешают предприятиям развиваться. Цифровизация сегодня является не роскошью для бизнеса, а способом оптимизировать расходы и развиваться, оставаться конкурентоспособным. В период затяжного экономического кризиса компаниям важно не только подстраиваться под новые реалии, но и находить точки роста. Например, внедрение инструментов для автоматизации процессов. По этому пути уже пошли дальневосточные компании — в Хабаровском крае с каждым годом автоматизируется все больше заводов и предприятий. Правительство региона также всячески поддерживает автоматизацию логистики.

Транспортная логистика в Хабаровском крае здесь и сейчас

Объем грузоперевозок в Хабаровском крае в последние годы стремительно растет. За первое полугодие 2024 года оборот грузов составил более 100 млн т-км, превысив показатели аналогичного периода предыдущего года. Регион развивает новые экспортные направления. Компани поставляют за рубеж рыбу, раков, шпон, стальную заготовку, пиломатериалы, золото.

Сегодня на Дальнем Востоке реализовывается 25 инвестиционных проектов в транспортно-логистической сфере на сумму 700 млрд рублей. Крупнейшими из них являются восстановление речного порта в Комсомольске-на-Амуре и строительство логистического комплекса OZON. Также в Хабаровском крае создают транспортно-логистический комбинированный коридор «река-море» с отгрузкой через порты Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре и Николаевска-на-Амуре.

Губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин считает приоритетными задачами для развития логистики в Приамурье:

●       строительство дороги к КПП на Большом Уссурийском острове;

●       модернизацию двух ключевых портов (Советская Гавань и Ванино);

●       строительство второго моста через Амур;

●       электрификацию железной дороги до Охотского моря;

●       строительство нового Кузнецовского тоннеля.

В регионе с 2021 года действует Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Хабаровского края, направленная на повышение «цифровой зрелости» края. Она предусматривает перечень мер, которые будут внедряться в разные сферы до 2030 года. В транспорт и логистику продолжат интегрировать цифровые решения. Основные направления развития:

●       обучение кадров, умеющих работать с высокими технологиями и обслуживать системы;

●       привлечение частных и государственных инвестиций в сферу управления транспортом;

●       внедрение интеллектуальных систем;

●       нормативно-правовое регулирование использования цифровых технологий в сфере транспорта.

Что поможет выстроить логистику

Благодаря современным технологиям логистика дальневосточного бизнеса становится эффективнее, сокращается количество расходов, рутинных процессов и ошибок, связанных с человеческим фактором. Цифровизация упрощает взаимодействие участников рынка, делает все процессы более простыми и быстрыми. Для этого предприятия Хабаровского края уже используют цифровые инструменты:

●       Электронные платформы для грузоперевозок объединяют отправителей грузов, экспедиторов и логистов. С их помощью контрагенты могут формировать заявки на доставку груза, отслеживать процесс транспортировки и контролировать все этапы. Использование платформ может оказаться особенно эффективным для компаний, у которых нет внутренней системы логистики. 

●       Системы мониторинга грузоперевозок (GPS, GLONASS) позволяют контролировать все этапы транспортировки в режиме реального времени: отслеживать движение грузовика, отклонение от маршрута. Это помогает исключить «левые» рейсы, хищения топлива, срыв сроков поставки. 

●       Системы для автоматизации и управления складом (WMS) помогают контролировать приемку, сортировку, упаковку, маркировку, хранение товаров. WMS позволяют эффективно разместить товары на складе, провести инвентаризацию, идентификацию, отгрузку, отследить движение продукции внутри компании, количество запасов и оперативно отреагировать на инциденты. С помощью WMS можно также оптимизировать использование площадей на складе и привести работу комплекса к единому стандарту. 

●       Системы управления транспортом (TMS) помогают бизнесу управлять автопарком и строить логистические маршруты. Это дает множество преимуществ в сложных мультимодальных перевозках, позволяет оптимизировать нагрузку на транспорт. Система, как правило, поставляется в двух решениях: для водителя и для менеджера. TMS помогает планировать рейсы, рассчитывать их экономическую эффективность, обеспечивает контроль и формирует аналитическую отчетность. 

●       Системы управления транспортом на территории (YMS) помогают организовать и автоматизировать логистику прискладской территории. Они управляют транспортом в пределах компании, чтобы фуры не скапливались у КПП, а автоматически распределялись без очередей. В результате транспорт не простаивает во время погрузки и разгрузки. Логистика в контуре компании функционирует непрерывно. 

●       Искусственный интеллект может использоваться для контроля состояния автопарка и для анализа накопленных данных. Транспортные компании получают возможность своевременно обслуживать технику и предотвращать поломки. Выход автомобилей из строя, срыв поставок, непредвиденный ремонт обходится бизнесу дороже, чем предотвращение этих ситуаций. Тем более, что нейросети могут мониторить состояние транспорта едва ли не круглосуточно.

Как предприятию создать финансовую подушку благодаря выстроенной логистике
Автор:

Директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали» Александр Гаврилов о том, как IT-технологии помогают бизнесу сокращать расходы.

Как предприятию создать финансовую подушку благодаря выстроенной логистике

05.11.2024
Гаврилов
Александр
Директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали» Александр Гаврилов о том, как IT-технологии меняют транспортно-логистическую сферу в Хабаровском крае и помогают бизнесу сокращать расходы:
- Глобальная перестройка экономики изменила цепочки поставок. Рынок грузоперевозок адаптируется к новым правилам игры — ищет контрагентов, стремится сохранить клиентов и использует цифровые решения, которые позволяют работать эффективнее. 

Трансформация логистики как точка роста бизнеса

Логистика влияет на обороты предприятия, поскольку расходы на нее существуют на всех этапах деятельности компании: транспортировка сырья, перевозка товаров контрагентам, доставка продукции конечному потребителю и т. д. Более 70% стоимости продукции составляют издержки на выполнение заказов, связанные с их обработкой, хранением на складе, перевозкой, управлением запасами, а также упаковкой и постпродажным сервисом (гарантийным и техническим обслуживанием).

Создание комфортных условий доставки (сжатые сроки, оптимальные маршруты) увеличивает лояльность клиентов. Надежность и стабильность поставок имеют большое значение для контрагентов — от этого зависит количество повторных заказов. Цифровизация логистики позволяет увеличить экономическую эффективность деятельности компании за счет автоматизации бизнес-процессов.

Научные исследования показывают, что в составе затрат времени, отведенных на производство, складирование и доставку, от 2 до 5% уходит на изготовление продукции. А значит, до 95% занимает логистика. Сокращение издержек начинается с отлаженной учетно-информационной системы и программных продуктов для анализа расходов структурных подразделений предприятия — участников логистической цепочки.

Опыт предприятий, связанных с закупками и транспортировкой, показывает, что тот, кто анализирует логистику и выстраивает стратегию на основе реальных данных, а не на гипотезах, имеет более высокие показатели прибыли по отношению к вложенным средствам.

К цифровизации логистики готовы не все 

Оптимизация цепочек поставок, автоматизация склада, сокращение сроков и пути доставки возможны за счет внедрения новых цифровых инструментов. Но директора-консерваторы не торопятся с их внедрением. Они предпочитают работать по старым правилам, потому что уверены: внедрение новых цифровых решений потребует серьезных инвестиций в закупку программного обеспечения и обучение персонала.

С одной стороны, у них уходит много средств на неотлаженные и неоптимизированные логистические процессы, с другой — турбулентность на рынке поставила некоторые компании в условия выживания. Руководители считают, что такой период — не лучшее время для цифровой трансформации бизнеса.

На деле же подобные убеждения мешают предприятиям развиваться. Цифровизация сегодня является не роскошью для бизнеса, а способом оптимизировать расходы и развиваться, оставаться конкурентоспособным. В период затяжного экономического кризиса компаниям важно не только подстраиваться под новые реалии, но и находить точки роста. Например, внедрение инструментов для автоматизации процессов. По этому пути уже пошли дальневосточные компании — в Хабаровском крае с каждым годом автоматизируется все больше заводов и предприятий. Правительство региона также всячески поддерживает автоматизацию логистики.

Транспортная логистика в Хабаровском крае здесь и сейчас

Объем грузоперевозок в Хабаровском крае в последние годы стремительно растет. За первое полугодие 2024 года оборот грузов составил более 100 млн т-км, превысив показатели аналогичного периода предыдущего года. Регион развивает новые экспортные направления. Компани поставляют за рубеж рыбу, раков, шпон, стальную заготовку, пиломатериалы, золото.

Сегодня на Дальнем Востоке реализовывается 25 инвестиционных проектов в транспортно-логистической сфере на сумму 700 млрд рублей. Крупнейшими из них являются восстановление речного порта в Комсомольске-на-Амуре и строительство логистического комплекса OZON. Также в Хабаровском крае создают транспортно-логистический комбинированный коридор «река-море» с отгрузкой через порты Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре и Николаевска-на-Амуре.

Губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин считает приоритетными задачами для развития логистики в Приамурье:

●       строительство дороги к КПП на Большом Уссурийском острове;

●       модернизацию двух ключевых портов (Советская Гавань и Ванино);

●       строительство второго моста через Амур;

●       электрификацию железной дороги до Охотского моря;

●       строительство нового Кузнецовского тоннеля.

В регионе с 2021 года действует Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Хабаровского края, направленная на повышение «цифровой зрелости» края. Она предусматривает перечень мер, которые будут внедряться в разные сферы до 2030 года. В транспорт и логистику продолжат интегрировать цифровые решения. Основные направления развития:

●       обучение кадров, умеющих работать с высокими технологиями и обслуживать системы;

●       привлечение частных и государственных инвестиций в сферу управления транспортом;

●       внедрение интеллектуальных систем;

●       нормативно-правовое регулирование использования цифровых технологий в сфере транспорта.

Что поможет выстроить логистику

Благодаря современным технологиям логистика дальневосточного бизнеса становится эффективнее, сокращается количество расходов, рутинных процессов и ошибок, связанных с человеческим фактором. Цифровизация упрощает взаимодействие участников рынка, делает все процессы более простыми и быстрыми. Для этого предприятия Хабаровского края уже используют цифровые инструменты:

●       Электронные платформы для грузоперевозок объединяют отправителей грузов, экспедиторов и логистов. С их помощью контрагенты могут формировать заявки на доставку груза, отслеживать процесс транспортировки и контролировать все этапы. Использование платформ может оказаться особенно эффективным для компаний, у которых нет внутренней системы логистики. 

●       Системы мониторинга грузоперевозок (GPS, GLONASS) позволяют контролировать все этапы транспортировки в режиме реального времени: отслеживать движение грузовика, отклонение от маршрута. Это помогает исключить «левые» рейсы, хищения топлива, срыв сроков поставки. 

●       Системы для автоматизации и управления складом (WMS) помогают контролировать приемку, сортировку, упаковку, маркировку, хранение товаров. WMS позволяют эффективно разместить товары на складе, провести инвентаризацию, идентификацию, отгрузку, отследить движение продукции внутри компании, количество запасов и оперативно отреагировать на инциденты. С помощью WMS можно также оптимизировать использование площадей на складе и привести работу комплекса к единому стандарту. 

●       Системы управления транспортом (TMS) помогают бизнесу управлять автопарком и строить логистические маршруты. Это дает множество преимуществ в сложных мультимодальных перевозках, позволяет оптимизировать нагрузку на транспорт. Система, как правило, поставляется в двух решениях: для водителя и для менеджера. TMS помогает планировать рейсы, рассчитывать их экономическую эффективность, обеспечивает контроль и формирует аналитическую отчетность. 

●       Системы управления транспортом на территории (YMS) помогают организовать и автоматизировать логистику прискладской территории. Они управляют транспортом в пределах компании, чтобы фуры не скапливались у КПП, а автоматически распределялись без очередей. В результате транспорт не простаивает во время погрузки и разгрузки. Логистика в контуре компании функционирует непрерывно. 

●       Искусственный интеллект может использоваться для контроля состояния автопарка и для анализа накопленных данных. Транспортные компании получают возможность своевременно обслуживать технику и предотвращать поломки. Выход автомобилей из строя, срыв поставок, непредвиденный ремонт обходится бизнесу дороже, чем предотвращение этих ситуаций. Тем более, что нейросети могут мониторить состояние транспорта едва ли не круглосуточно.

По теме