Транспортный эксперт, член Русского географического общества Сергей Сигачёв о перспективах развития железнодорожного туризма в регионе:
Вот, взять к примеру, такой вид туризма, как железнодорожный. За первую половину 2024 года поезда Федеральной пассажирской компании перевезли почти 49 тыс путешественников, это почти три десятка туристических маршрутов. Однако почти все они пролегают по западной части страны.
На Дальнем Востоке, к сожалению, есть только три предложения – «Комсомольский экспресс» (Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – озеро Амут), «Просто космос» (Хабаровск – Циолковский (Ледяная) – Хабаровск) и «Биробиджан, шалом!» (Хабаровск – Биробиджан – Хабаровск). Хотя на самом деле на Дальнем Востоке и в Сибири, конечно же, маршрутов можно разработать массу.
То, что лежит на поверхности: путешествие по БАМу. Это многодневный маршрут с остановками, но однозначно очень познавательный и он будет востребован. Причем его можно поделить на три разных части:
- Комсомольск – Лена (Усть-Кут), он самый длинный и полный;
- Лена – Новая Чара, сокращенный, до песков Чары (пустыня) через Северный Байкал;
- Комсомольск – Советская Гавань, с остановками в живописных местах этой линии, а их там немало. И с поездкой по старому пути Кузнецовского тоннеля.
Весьма перспективные, на мой взгляд, еще могут быть маршруты туристических поездов из Хабаровска к озеру Ханка с его лотосами. «Уссурийская тайга»: Хабаровск – Арсеньев с остановками на линии. Да и даже основная линия Хабаровск – Владивосток, если ее совместить с экскурсиями по двум городам (Уссурийску и Дальнереченску), – тоже может быть интересна многим.
Тут нужно понимать, что разработкой маршрутов занимаются сторонние компании (и даже «РЖД-Тур» – это совершенно самостоятельная компания), у них свой рынок и свой шаблонный взгляд на этот вопрос. Конечно, формат таких путешествий для дальневосточников пока еще непривычный, он только начал развиваться – но тем не менее упомянутые мною маршруты однозначно имеют туристическую перспективу, и этим, безусловно, стоит всерьез заняться.