Глава Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева поделилась с «Известиями» мнением о поиске губернаторами внутренних ресурсов для развития региона. ИА «Хабаровский край сегодня» публикует текст в рамках совместного проекта с изданием.
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, который Агентство стратегических инициатив составляет вместе с деловыми объединениями, будет в ближайшее время играть важную роль в оценке губернаторов. В губернаторские KPI будет включаться место региона в рейтинге. Успехи в деле создания благоприятных условий для бизнеса обернутся материальным поощрением как для региона, так и, возможно, для его главы. Форма этих поощрений сейчас как раз обсуждается в администрации президента.
Все эти новости помощник президента России Андрей Белоусов озвучил на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, где в этом году мы представили рейтинг по всем 85 регионам без исключения.
С учетом этого имеет смысл проанализировать, от чего зависят позиции региона, почему одни набирают очки быстро, а другие медленно — и какие выводы можно сделать из этой динамики.
Рейтинг мы составляем с 2014 года, и каждый раз кто-то из губернаторов нет-нет да и возмутится: мол, ваши данные почему-то никак не вяжутся с официальной статистикой и прочими региональными замерами. Почему? А всё дело в том, что оценки выставляют местные предприниматели. И эти оценки во многом субъективны и зависят, например, от отношения к бизнесу со стороны чиновников: работает ли система сопровождения инвестиционных проектов, учитывается ли мнение инвесторов при принятии тех или иных решений, да и вообще — насколько часто и содержательно губернатор и профильный зам готовы лично общаться и решать проблемы конкретного предпринимателя.
Очевиднее всего успехи у тех регионов, которые изначально «плелись в хвосте» рейтинга, а потом вдруг по той или иной причине решили поднапрячься и улучшить позиции. Тут уж неизбалованный местный бизнес, изумленный парой личных встреч с губернатором или вдруг заработавшим одним окном по подключению к сетям сразу готов проставить «отлично». Но сложнее этот успех удержать — к хорошему все быстро привыкают. Вот и я слышала от нескольких вице-губернаторов такие претензии: в прошлом году сделали инвестиционный портал и получили хорошие оценки, в этом году с порталом всё по-прежнему хорошо, а результат — хуже. Где же справедливость? А ее ждать не стоит, надо просто двигаться быстрее и не останавливаться на достигнутом.
Впечатляющую динамику продемонстрировали также Калининградская область (+32 позиции), Республика Адыгея (+26), Саратовская область (+25), Костромская область (+13), Московская область (+12).
Перемещаться внутри первой десятки еще сложнее. Но у Чувашии, например, получилось: она стала второй в рейтинге после Татарстана, а в прошлом году была шестой. Но лучше всего получилось у Москвы: в прошлом году столица замыкала десятку, а в этом — уже тройку лидеров. Успешный регион с огромным бюджетом, скажете вы. Да, но плюс к этому — большие объемы работы и достаточно избалованный (скажем, теми же электронными услугами) бизнес. Получить хорошие оценки в Москве действительно сложно.
Тем не менее результат есть. Причем если в прошлом году мы говорили о том, что весь позитивный вклад — дело рук «федералов» и их территориальных подразделений, то в этом — основные заслуги уже у региональных команд. На мой взгляд, главы регионов, прожив несколько кризисных лет, поняли, что нужно находить резервы внутри, не просто искать деньги в бюджет, но прежде всего создавать условия для прихода и приумножения инвестиций. А еще осознали, что создание благоприятной деловой среды зачастую не требует огромных финансовых вливаний. И почему бы тогда не попробовать? А если за успехи еще и материальное поощрение положено, то совсем хорошо. Вот поэтому так и обострилась конкуренция между регионами: особенно в середине рейтинга они «наступают друг другу на пятки», а разница порой исчисляется десятыми долями процента.