Главное

Кока-колонизация, или Обдолбанные для обдолбанных

29.05.2017
Кончаловский
Андрей

Литература начинается на заборе – это слово из трех букв. А кончается она в академии где-нибудь или в библиотеке.

Так и с кино. Сейчас снимают все, кто хочет. Вон, на айфон можно снимать. Кино тоже может начинаться на заборе. И есть у кинематографа разная публика, разный зритель. В кино - как в литературе - есть бульварное кино, порнография, а есть Шекспир. Кино и должно быть разное. Каждому зачтется.

Говорить, каким кино должно быть, можно только в том случае, если оно финансируется государством. Если государство финансирует картину, то оно рассчитывает получить некий продукт, который является отражением в какой-то степени господствующей политики и эстетики государства, а иначе зачем?

У нас сейчас идет такая мода, что государство вообще должно платить художнику, а они делают, что хотят. Но это, по-моему, немножко неправильно. Когда Микеланджело делал свои картины для Медичи или для Ватикана, он не мог делать, что хотел. Это был госзаказ. И шедевры получались.
А у нас шедевров мало, почти не вижу. Так что дело не в свободе, а в таланте художника.

 Режиссеры, которые хотят большого успеха, финансового успеха, они должны снимать то, что называют «под американцев», к сожалению. Потому что за последние 20 лет мы воспитали кино-граждан «американских». Вот он домой придет, будет в носу ковырять или писать мимо туалета, а кино он смотрит американское. Это очень тяжелая вещь, как метастаз.

Слава богу, что в России есть еще есть люди, которые читают. Молодые-то вообще почти ничего не читают, а вот их родители читающие – еще есть. Но они в кино мало ходят, потому что вроде нечего смотреть. Вот я делаю картины для этих людей.

То, что происходит сейчас в американском кинематографе, это не назад шаг, а шаг вниз, в пропасть. Если брать Америку 40-х годов, она была небогатой страной. Небогатая страна с протестантами, которые работали изо всех сил, и это был пролетариат. Мировая культура в то время очень сильно влияла на Америку. Мало того, все выдающиеся режиссеры, писатели, композиторы ездили в Европу учиться. Европа была тогда учителем американского истеблишмента, и тогда и кино было великое.

Американский кинематограф того времени создавал шедевры. Падение началось после войны, на которой Америка поднялась очень сильно экономически и финансово, заработала все деньги, вывезла золото из Германии, из Японии, и до сих пор не возвращает, кстати говоря. Изменилось все, поменялась форма капитализма, он стал империализмом в буквальном смысле слова. Об этом Ленин писал еще 1903 году. Империализм меняет всю философию. Массы беднеют. Богатые богатеют. Законы Маркса не отменял еще никто.

В 70-е еще было так... Я приехал тогда в Голливуд, и эта индустрия делала большое количество картин стоящих. Но когда капитал Уолл-стрит медленно начал понимать, какие картины надо делать, появились «Звездные войны» и после этого... Понимаете, кино 40-х годов делалось для родителей, а для детей делались мультики Диснея.

А сейчас весь Голливуд работает на фильмы для детей. Потому что они поняли, что это - главный потребитель. И этого потребителя воспитывают: он должен знать «Макдоналдс», попкорн, «Кока-колу», «Людей Икс». Я называю это кока-колонизацией.
Мы живем в мире диареи образов. Слишком много картинок. Они везде. Понимаете, так человек не устроен. Он рождается, открывает глаза, видит что-то. Потом поворачивает голову в одну сторону, в другую. А тут мельтешение постоянное картинок. Человек так не устроен. Вам на экране сейчас бум-бум-бум - кидают образы, а мозг не в состоянии это все оценить. Он не может на это нормально реагировать. 

Когда вы смотрите, например, MTV: это же поток изображений, которые делается людьми обдолбанными. И они делаются для обдолбанных людей. Нормальный человек смотреть этого не может. А когда человек «нагрузился» какими-то субстанциями, он не понимает, ему уже все равно. Поэтому чрезмерное количество картинок нас всех делает немножко обдолбанными, даже если мы ничего не принимаем. Это очень печально, и мы ничего не можем с этим поделать. Человечество движется в эту сторону.

По теме