Главное

Делай то, что можешь и там, где ты есть!

11.03.2022
Рыжков
Константин
Руководитель хабаровского регионального отделения Ассоциации когнитивно-поведенческой психиатрии Константин Рыжков о том, как пережить трагическую политическую реальность, в которой мы все оказались:

- Есть известная буддийская притча. Четверо слепых впервые увидели слона. Один слепец потрогал слова за бивень, другой – за хвост, третий – за мощные ноги, четвертый – за мягкое ухо. И говорит один слепой: слон – это нечто твердое, острое, другой возражает– да, нет, слон – это гибкая змея, третий не соглашается, говорит: это пальма - мощная, крепкая. Четвертый слепец стал утверждать, что слон – мягкая, бархатистая ткань. Каждый из них был прав и неправ одновременно.
Когда мы внезапно попадаем в ситуацию, о которой не можем знать все, и наше восприятие искажено сильными чувствами, мы не видим всей картины. И тут начинают работать так называемые нарративы - рассказы и повествования. Все мы одновременно являемся носителями большого количества нарративов.
Когда мне было пять лет и мне кричали в окно друзья пойдем играть в войну, я радовался и старался побыстрее выбежать из дома со своим вырезанным из дерева пистолетом.
Когда я слушал рассказы своего дедушки, участника Великой Отечественной войны, он дошел до Берлина, это другая история. Когда мы говорили с отцом, а он известный военный конструктор, создававший ядерный щит России, в моей голове возникало иное представление о возможной глобальной катастрофе. Мой дядя был с боевыми миссиями в Сомали и Эфиопии. Создавалась еще одна картина военных действий. Когда началась война в Афганистане, сознание рисовало нечто ни на что не похожее. То есть, мы несем в себе множество нарративов, и все они - часть нашей личности. В каждом из нас существует множество очень разных, иногда конфликтующих между собой представлений о войне и военных операциях. И это всего лишь часть реальности.
Когда вы совершаете восхождение, поднимаясь по отвесной крутой тропе, несете тяжелый рюкзак, устали, вы видите только кусочек скалы и то, откуда вы идете. Вот когда дойдете до вершины, перед вами откроются горы.
Особенность нашей психики в том, что она не может вместить и воспринять всю существующую реальность, мы не в состоянии это сделать. И всегда возникает вопрос, как эти нарративы, то есть истории конструируются, как ими люди пользуются, к каким прислушиваются, какой делают выбор. Наше восприятие реальности – это всегда оптика.
Как бы нам ни хотелось иметь ясность, понимание того, что происходит - а это вполне понятное желание, так работает наша психика - мы не можем видеть ситуацию в целом, можем лишь довериться и выбрать часть этих историй, ту картину мира, реальность, в которую мы сейчас можем себя поместить и жить в ней, планировать будущее. Что, собственно, мы и пытаемся сейчас судорожно сделать.
Когда в обществе много тревоги, начинает работать законы тревожного мышления, один из которых называется катастрофизация. Когда мы спокойны, то видим, что у нас есть выбор, ситуация может развиваться так или как-то по-другому. Но когда мы надеваем оптику нарратива, мы попадаем в ловушки черно-белого мышления. Тревога пытается приспособить нас к ситуации, помочь нам выжить. Она начинает опьянять, запутывать, подкидывать не весь спектр возможных сценариев развития событий, а только такие, которые мы носим в себе, которые мы готовы воспринять.
Все это осколки реальности, иллюзия. Помните известную фразу известного президента: «Делай то, что можешь и там, где ты есть, с тем, что у тебя есть, и будет то, что будет. Но то, что можешь, делай». В данной ситуации это гораздо важнее.
Эмоции, которые нас захлестывают, часто действуют как инфекционное заболевание. Чтобы не заразиться, нужно поставить фильтр для входящей информации, или, как минимум, снизить ее дозу. Это как с едой. Если пища плохо пахнет и выглядит не очень хорошо, возможно, лучше к ней вовсе не прикасаться. Остаться голодным, ограничившись водой и хлебом.
Опять же, всегда можно вернуться к чему-то вечному, к тому же Пушкину. На смену зиме приходит весна, и этот вечный цикл природы повторяется вновь и вновь, никогда не кончаясь, не переставая нас удивлять. В человеке изначально заложен большой запас прочности, он очень адаптивен. У него в любой ситуации остаются потребности, от простых, базовых – пища, кров над головой, до чувства красоты и гармонии. Жизнь не останавливается. Как в нынешней ситуации повышенной тревоги сохранить себя?  
Представьте рейсовый автобус, который идет по заданному маршруту. И вы водитель этого автобуса. Такая у вас работа. Задача водителя – следовать строго по графику, вовремя открывать двери, запускать пассажиров и закрывать двери, соблюдая правила дорожного движения. Кто такой водитель и пассажиры, которые находятся внутри? Это каждый из нас. И в каждом из нас живет множество личностей, они могут быть не просто разными, но прямо противоположными, конфликтующими между собой. В нас живут любовь и ненависть, мщение и прощение, маленький ребенок и мудрый старец. Есть зверь, человек - самый агрессивный вид живых существ на свете, который в естественном отборе победил всех остальных.
Мы можем быть в состоянии алкогольного опьянения, в лучшей и не в лучшей своей форме. Мы разные – проблемные, противоречивые, не всегда здоровые, подверженные депрессии, панике, иногда запутавшиеся, страдающие. Другой вопрос, что прорывается в сознание?
Автобус, то есть сама личность, не всегда находится в комфортных условиях, это не легкое и приятное путешествие. В любой момент может пойти снег, дождь, случиться гололед, произойти авария. То есть, ситуация на дороге меняется, иногда внезапно, как сейчас – то на нас обрушивается пандемия, то геополитика.
Но у человека есть ответственность выбора: я сам водитель своей жизни. Кто бы мне что ни кричал вдогонку и не советовал. Я должен быть гибким, адаптивным. Какая бы дорога ни была, я буду вести свой автобус, не разрушая себя и других. Это и есть понимание зрелой личности.
По теме