Истребители: схватка на земле

Автор: Козюлин Вадим
Раздел: Мнения 293
Поделиться
Поделиться
Отправить
Вадим
Козюлин
Мнение

Профессор Академии военных наук Вадим Козюлин поделилися с «Известиями» мнением о том, какая реформа ждет производителей «МиГов» и «Сухих». ИА «Хабаровский край сегодня» публикует текст в рамках совместного проекта с изданием.


Как ранее стало известно, «Рособоронэкспорт» заключил с Военно-воздушными силами Бангладеш контракт на поставку восьми истребителей Су-30СМЭ с опционом на приобретение еще четырех самолетов. Примечательно, что основным конкурентом российского Су-30СМЭ в этом тендере был тоже российский самолет — МиГ-35. Бангладешские ВВС сделали выбор в пользу «сушек» по опыту эксплуатации этих истребителей в Индии и боевого применения в Сирии.

«Сухой» и «Микоян» не впервые делят иностранное небо: в 2014 году Казахстан остановил свой выбор на самолетах Су-30СМ, отодвинув МиГ-35.

Как вышло, что российские авиастроители вынуждены конкурировать друг с другом, порой соглашаясь на демпинг и другие уступки покупателю?

В Советском Союзе всегда существовало дублирование оборонных производств: два завода производили системы ПВО, самолеты, танки, дублировались предприятия по производству стрелкового оружия, ракетных комплексов, кораблей и подводных лодок. Принято считать, что таким образом СССР воспроизводил отсутствовавшую в социалистическом обществе конкуренцию. Подобная система заставляла главных конструкторов и ориентированные на них автономные вертикально-интегрированные структуры биться за каждый проект, ибо от этого зависели и финансирование, и формы поощрений.

Современный рынок вооружений очень глобализирован, сегодня предприятия борются не столько за внутреннего, сколько за внешнего потребителя.

Например, в затяжном тендере на поставку 126 многоцелевых истребителей для ВВС Индии в схватке за приз размером около $30 млрд сошлись французский Rafale, европейский Eurofighter Typhoon, шведский JAS 39 Gripen и российский МиГ-35. Любопытно, что в этом же тендере приняли участие два американских самолета: F-16C/D (производители General Dynamics и Lockheed Martin Aeronautics) и F/A-18E/F (производители McDonnell Douglas и Boeing Defense). Впрочем, американским участникам такая конкуренция не пошла впрок: они быстро выпали из списка главных претендентов на победу.

Глобальная конкуренция авиационных компаний растет: европейский Airbus Group работает над своим перспективным истребителем Future Combat Air System, который станет конкурентом самолету Eurofighter Typhoon производства Eurofighter GmbH, тот, в свою очередь, нередко сталкивается на рынке с французской компанией Dassault Aviation, интересы которой порой пересекаются со шведской Saab AB.

И на этом сегменте рынка помимо американцев и европейцев появляются новые конкуренты, например, китайская компания «Чэнду», которая со своими истребителями J-7, J-10 и JF-17, по оценкам экспертов, вышла на третье место по объему сделок. 

Китайцы захватывают рынок своим способом — клонируя иностранные изделия и дополняя их собственными наработками.

В Европе другая тенденция — производственные альянсы. Порой трудно определить, какую страну считать производителем самолета. Так, в производстве того же Eurofighter Typhoon участвуют итальянская Alenia Aeronautica, британская BAE Systems, германская EADS Deutschland и испанская EADS CASA.

При том что многоцелевые истребители среди всех видов авиационной техники сохраняют абсолютное лидерство по объемам продаж, жизненный цикл авиационных платформ вырос в несколько раз, и модернизация старых самолетов превратилась в эксплуатационную и производственную стратегию. 

Ради снижения стоимости в мире стало распространенным производство унифицированных платформ, на которых используются стандартизированные комплектующие.

Цена авиационных машин увеличивается на порядок с каждым новым поколением, и новейшие истребители становятся не по карману даже богатым странам. Например, Канада давно рассчитывает заменить стареющий парк своих истребителей CF-18. Но вопреки прежним планам приобрести самолеты Joint Strike Fighter F-35, в создании которых канадские предприятия принимают самое активное участие и даже получают через эту программу передовые военные технологии, правительство страны склоняется к покупке менее дорогих самолетов — F-18 Super Hornet. Нидерланды и Норвегия также сократили бюджет на супердорогие F-35, а Бельгия и Финляндия колеблются, испытывая давление со стороны и Пентагона, и компании Lockheed.

На этом фоне Россия не теряла надежды сохранить два истребительных бренда: «МиГ» и «Сухой». Обе фирмы обладают не просто уникальными инженерными коллективами и современными производственными мощностями. Дорогие сердцу каждого россиянина, они стали частью славной истории нашей страны. Более того, они пишут новые страницы: продолжают создавать перспективные истребители.

Однако на протяжении последних десятилетий АХК «Сухой» по ряду причин устойчиво демонстрировала более высокие показатели и на внутреннем, и на внешних рынках. Фактически в негласном соперничестве двух авиационных гигантов рынок голосует в пользу «Сухого». Микояновский сектор мирового рынка в последние годы продолжал последовательно сокращаться, и перспективный многофункциональный легкий истребитель поколения «4++» МиГ-35, похоже, потерял шансы его удержать.

В преддверии ожидаемого сокращения военных расходов в бюджете Государственной программы вооружения на 2018–2025 годы велика вероятность того, что два предприятия — РСК «МиГ» и АХК «Сухой» — объединятся в единый кластер боевой авиации под эгидой Объединенной авиастроительной корпорации. РСК «МиГ» предположительно ожидает поглощение структурами АХК «Сухой». Создание легкого истребителя пятого поколения будет продолжено с использованием имеющихся у авиационной холдинговой компании наработок по программе ПАК ФА, а филиал «МиГ» продолжит выполнение старых контрактов по поставкам, модернизации и ремонту линейки самолетов МиГ-29.

Поделиться
Поделиться
Отправить
Отправить новость в редакцию




CAPTCHA
Комментарии:
Авторизуйтесь На сайте. для возможности комментирования.

Другие новости рубрики:
Студентка ТОГУ Вета Наумова - о том, почему молодежь не спешит заводить детей
0 16.10.2017 16:30:00
Обозреватель ИА «Хабаровский край сегодня» Ольга Шабалина – о соотношении мужчин и женщин в региональном общественном пространстве
0 11.10.2017 10:00:00
Руководитель хабаровского регионального отделения Ассоциации когнитивно-поведенческой психиатрии - о том, почему семейные ценности стали поводом для дискуссий
0 10.10.2017 14:00:00
Эксперт в сфере недвижимости Александр Хворов о круговороте цен на жилье в Хабаровске
0 05.10.2017 10:00:00
Мнения 04.10.2017 16:00:00
Бариста Игорь Костюков – о том, как хабаровчане относятся к кофе, и что они понимают в этом напитке
04 Октября 2017 0
Мнения 04.10.2017 14:00:00
Местный писатель Юрий Ефименко - о запуске искусственного спутника
04 Октября 2017 0
Мнения 28.09.2017 11:30:00
Адвокат Анатолий Кучерена — об искусственном интеллекте и судопроизводстве
28 Сентября 2017 0
Мнения 22.09.2017 15:00:00
Эксперт в сфере недвижимости Александр Хворов о том, какие подводные камни скрывают «сталинки» и где заканчивается «красный квадрат»
22 Сентября 2017 0
Мнения 21.09.2017 12:30:00
Заслуженный тренер России, первый наставник Александра Могильного Валерий Дементьев – о том, почему хабаровский «Амур» из года в год топчется на месте
21 Сентября 2017 0
Мнения 18.09.2017 14:00:00
Обозреватель ИА «Хабаровский край сегодня» Ольга Шабалина – о том, почему так взволновала хабаровчан характеристика, данная городу московской журналисткой
18 Сентября 2017 4
Мнения 15.09.2017 17:00:00
Редактор ИА «Хабаровский край сегодня» Оксана Омельчук о том, почему наш малый бизнес так плохо живет
15 Сентября 2017 1
Мнения 12.09.2017 16:30:00
Обозреватель ИА «Хабаровский край сегодня» Дмитрий Иголинский – о том, как он изъявил желание получить значок ГТО, но остался вне игры
12 Сентября 2017 0

Подписка

Доставка новостей на эл. почту без спама и рекламы

Адрес редакции и издателя: 680000, Хабаровский край, г.Хабаровск, ул.Дзержинского 56.
Главный редактор: Оксана Омельчук.

Вопросы: 8 (4212) 47-55-27,  hks@todaykhv.ru

© 2017 Хабаровский край сегодня
Сайт разработан в RASA
Сетевое издание «Информационное агентство «Хабаровский край сегодня» 
Номер свидетельства ЭЛ №ФС 77-68538 от 31.01.2017, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). 
Учредитель: АНО ЦПСИ «Открытый регион», 680000, Хабаровск, ул. Дзержинского, д. 56, Главный редактор: Оксана Омельчук

Данный сайт содержит информационную продукцию категории 16+

При перепечатке либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта гиперссылка на источник обязательна. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.