Директор хабаровского многопрофильного лицея Ольга Кодина о том, почему не стоит делать из детей вундеркиндов:
История о том, как девочка 9 лет поступила в МГУ всколыхнула общественность. Шутка ли! СМИ продолжают следить за ее успехами: теперь вот за короткий срок изучила уже некоторую университетскую литературу и собирается в ускоренном режиме закончить вуз. Безусловно, нельзя не отметить возможности ребенка, ее способности быстро «впитывать» информацию, развитое внимание, память, стремление идти вперед. Однако мне как стороннему наблюдателю этой истории непонятны намерения родителей: откуда это желание преодолеть некоторые жизненные этапы за короткий срок, да такое ускорение развития ребенка?
Судьба девочки не может не беспокоить. История знает немало примеров вундеркиндов, которые в итоге заканчивались отнюдь не радужно. Инсульты, инфаркты, нервные срывы, лечение в психиатрических клиниках.
За первый год жизни ребенок узнает значительно больше, чем в последующие года, ведь он осваивает большое количество информации. Также и в первый год учебы – нужно приложить больше усилий, так как остальной опыт уже накладывается на имеющийся. Да и к тому же учеба ведь это не только получение определенных знаний, она способствует выработке определенных навыков, приобретению алгоритма действий в тех или иных ситуациях. А направленный лишь на «натаскивание» результатов ребенок этого не добирает, да и откуда? Вот и выходит какая-то слишком стерильная ситуация. Украденное детство.
В основном посыл, конечно, идет от родителей, которые тешат свое самолюбие. Так ведь у всех дети уникальные и каждый в чем-то своем: один превосходно рукодельничает, другой – фантазирует в совершенстве, быть может это будущий писатель? Кстати, когда талант у ребенка проявляется в узком направлении – подающий надежды пианист или художник, например, то тут вполне понятны стремления развить конкретные способности. А вот дети, которых «натаскивают» на преодоление программы средней школы за несколько лет, - какое это напряжение для них, во-первых, а во-вторых, есть ли должное понимание прочитанных объемов, логика? Быть может, если такой уникум и обладает возможностью быстро запоминать информацию, стоит расширять его знания в разных сферах, чтобы он уже стал эрудитом?
А вообще, как бы то ни было, человек рожден для счастья. И ребенка таковым делает его родитель, причем тоже счастливый. Нужно помнить об этом и не нагружать чадо сверхнормы, но и удовлетворять его потребности.