Главное

Не отнимайте у ребенка его первую любовь

Ольга
Кодина

Директор хабаровского многопрофильного лицея Ольга Кодина о том, почему не стоит делать из детей вундеркиндов:

История о том, как девочка 9 лет поступила в МГУ всколыхнула общественность. Шутка ли! СМИ продолжают следить за ее успехами: теперь вот за короткий срок изучила уже некоторую университетскую литературу и собирается в ускоренном режиме закончить вуз. Безусловно, нельзя не отметить возможности ребенка, ее способности быстро «впитывать» информацию, развитое внимание, память, стремление идти вперед. Однако мне как стороннему наблюдателю этой истории непонятны намерения родителей: откуда это желание преодолеть некоторые жизненные этапы за короткий срок, да такое ускорение развития ребенка?

Судьба девочки не может не беспокоить. История знает немало примеров вундеркиндов, которые в итоге заканчивались отнюдь не радужно. Инсульты, инфаркты, нервные срывы, лечение в психиатрических клиниках.

Человек – существо сложное. Нам необходимо проходить все полные пути эмоционального, социального развития. Тут же мы говорим о девочке, которой пришлось рано повзрослеть. Но ведь в той же школе ребенок не только усваивает информацию по возрасту, а еще и живет и учится контактировать с социумом, со сверстниками, набирается опыта. Это и опыт собственных побед, и умение радоваться за успехи других, и не менее важный – учиться принимать поражения, выходить из конфликтов. Та же первая любовь: пусть отношения еще наивные, детские, но и они учат переживать расставания, формируют «иммунитет». Ребенок ведь развивается и психологически. Поэтому все хорошо в свое время.

За первый год жизни ребенок узнает значительно больше, чем в последующие года, ведь он осваивает большое количество информации. Также и в первый год учебы – нужно приложить больше усилий, так как остальной опыт уже накладывается на имеющийся. Да и к тому же учеба ведь это не только получение определенных знаний, она способствует выработке определенных навыков, приобретению алгоритма действий в тех или иных ситуациях. А направленный лишь на «натаскивание» результатов ребенок этого не добирает, да и откуда? Вот и выходит какая-то слишком стерильная ситуация. Украденное детство.

В основном посыл, конечно, идет от родителей, которые тешат свое самолюбие. Так ведь у всех дети уникальные и каждый в чем-то своем: один превосходно рукодельничает, другой – фантазирует в совершенстве, быть может это будущий писатель? Кстати, когда талант у ребенка проявляется в узком направлении – подающий надежды пианист или художник, например, то тут вполне понятны стремления развить конкретные способности. А вот дети, которых «натаскивают» на преодоление программы средней школы за несколько лет, - какое это напряжение для них, во-первых, а во-вторых, есть ли должное понимание прочитанных объемов, логика? Быть может, если такой уникум и обладает возможностью быстро запоминать информацию, стоит расширять его знания в разных сферах, чтобы он уже стал эрудитом?

Во всяком случае, если такой способный и одаренный ребенок приходит в школу, направить его и дать возможность развиваться выше - несложно. Педагоги умеют работать с разными детьми и для каждого «выпадающего из общей картины» могут создать программу индивидуального развития. Вот только таких уникумов мало, особенно сейчас, когда гаджеты затмевают все, уничтожая кратковременную память: зачем учить таблицу умножения, когда есть калькулятор? или правила, когда все найдется в поисковике? А ведь мозг – ленивый орган, его нужно стимулировать к работе, а не сокращать функции, что особенно пугает педагогов. Какие же в таком случае вундеркинды?

А вообще, как бы то ни было, человек рожден для счастья. И ребенка таковым делает его родитель, причем тоже счастливый. Нужно помнить об этом и не нагружать чадо сверхнормы, но и удовлетворять его потребности.

По теме