Главное

Вандализм как призыв к родителям

Татьяна
Селезнёва
Педагог-психолог «Петрынинского центра» Татьяна Селезнёва о том, что влечет подростков к разрушению:
В последние дни по интернету разлетаются новости из разных уголков Хабаровского края, в центре которых оказываются вандалы. К примеру, стало известно, что в Ванино злоумышленники оторвали фрагмент цепи от оградки к мемориалу войнам-победителям, а в нашем городе неизвестные развели костёр посреди оборудованной спортивной площадки. Что заставляет людей разрушать все то, что строилось и создавалось исключительно для них? Объяснить удивительное явление не так уж и сложно.
#NEWS_ID=36938/#
В основном фигурантами таких агрессивных действий оказываются подростки, которые чаще всего именно так реагируют на недостаток внимания со стороны взрослых. Увеличение числа разрушительных актов, вероятно, связано с растущим уровнем стресса в обществе.
Накладывают свой отпечаток эпидемия коронавируса и связанные с ней процессы, падение уровня благосостояния, безработица, рост цен на топливо, питание и прочее. Дети интуитивно считывают внутреннее состояние встревоженных родителей, которые, чтобы обеспечить семью, работают более усиленно, меньше уделяя внимания своим чадам.
В результате дети не могут осуществить стремления «Я хороший», «Я любимый», «Я могу» и порождаемые ими потребности. Появляются деструктивные чувства и в результате психологического механизма самозащиты они выплескиваются на окружающую среду.
Чтобы этого не допустить, необходимо общаться со своим ребенком, отводить ежедневно минимум по часу. Это время не должно быть связано с решением бытовых и учебных вопросов, оно должно быть посвящено личному - поделиться мыслями, обсудить ощущения, почитать книги. Благодаря этому формируется связь с родными людьми, ребенок ощущает себя полноценным и любимым.
Кроме того, особенностью подростков считается стремление соответствовать группе. Из-за ограниченности опыта и недостатка физических и каких-либо других средств ребенок зачастую просто не знает, как правильно проявить себя. Порой акты вандализма – всего лишь показательное выступление ребенка перед сверстниками.

Чтобы это предупредить, родители вовремя должны донести, какие приемлемые способы самовыражения существуют, а школой должно быть организовано пространство, где ученик свободно сможет высказаться и самореализоваться. Лучше всего удается бурную энергию выплескивать в спортивных секциях.

Недавно мне удалось побеседовать с социальным работником из Германии, задача которого помогать подросткам. Он рассказал, что во время работы идет во дворы подконтрольного района, обычно это происходит вечером, как раз когда гуляет молодёжь. Он старается внедриться в компанию, общается, узнает у ребят, что им интересно, после чего приводит дворовые мероприятия, будь то хип-хоп фестиваль или соревнование скейтбордистов. О результатах его работы говорят годовые сводки, по которым видно, снизился ли уровень преступности.

Разумеется, отечественную система работы с молодежью иная и просто так её не изменить. При этом поведение нашего иностранного коллеги может стать примером для родителей – организуйте ребятам среду, в которой они смогут попробовать себя на фестивалях, конкурсах, выездах и соревнованиях, компенсировать недостаток общения с ровесниками.
Есть и еще один вариант: начать работу с себя, проявлять инициативу, быть примером для подрастающего поколения. Был случай, бабушка озаботилась проблемой молодежи, которая мусорила в подъезде. Тогда вместо ругани она взяла и облагородила подъезд, высадила в горшочки цветы. Убранство разрушили, но она всё повторила и повесила табличку, призывающую относиться к труду с уважением. Постепенно в обустроенную локацию она стала выносить книги из личной библиотеки: в первый раз их не стало, доложила еще – и, к удивлению, заметила, что ребята начали украдкой пролистывать книги. Постепенно дети прекратили мусорить и даже начали помогать убирать другие этажи.
Главное - делать что-нибудь хорошее! Сможете задействовать подростка в такой деятельности – отлично. Не забудьте поблагодарить, желательно опосредованно, к примеру, обращаясь при подростке к соседке: «Если бы не эти ребята, я бы не справилась, вы не представляете, какие они молодцы!». И вам хорошо, и окружающим.

Если же всё-таки момент воспитания со стороны родителей был упущен, и ребенок уже совершил деструктивное действие, лучше его не осуждать, не ругать, а принимать, жалеть, выяснять причину. Ведь есть немалая вероятность, что за поступком кроется ваша вина. Не получается адекватно реагировать – идите к психологу, чтобы помогли ВАМ, А НЕ РЕБЕНКУ.
- Однажды, когда работала воспитателем в группе, на моих глазах развернулась показательная история. В преддверии Нового Года все группы приступили к лепке снежных фигур во дворе: дети и воспитатели вместе таскали снег, формировали скульптуры, заливали их водой, подкрашивали. Среди моих воспитанников был мальчик-сирота, над которым опекунство взял старший брат. Брат обещал ему приехать ровно 30 декабря и забрать на праздник, но отменил свое решение накануне торжества. Гигантское желание быть рядом с единственным близким в мире человеком в тот момент оказалось растоптано! Мальчик выскочил во двор, взял палку и порубил все фигуры!
Да, было жаль общий труд, но ведь это лишь снег. Страшно представить, что творилось в душе у ребенка. Я села рядом и посмотрела на него, а он сразу произнес в ответ - «Я восстановлю, как смогу».

Вот и получается, подростки, будучи несчастными, срывают злость на окружающем мире. Дорогие родители, самое время заглянуть в себя, свое сердце, посмотреть на свою семью и детей. Именно оттуда начинаются все проблемы.
По теме