Модератор киноклуба «Особый взгляд» Владимир Корнута о тенденциях феменизации кинематографа:
- В этом году на «Оскар» были номинированы сразу две женщины-режиссёра, что является уникальным случаем в мире кино. За престижную кинонаграду боролись Хлоя Чжао с фильмом «Земля кочевников» и Эмиральд Феннел, снявшая картину «Девушка, подающая надежды». В итоге, 26 апреля свершилось второе в мире кино знаковое событие: на 93-ей по счёту церемонии вручения престижной кинонаграды в Лос-Анджелесе «Оскар» ушёл к женщине-режиссёру Хлое Чжао, а её лента стала главным триумфатором, получив три статуэтки в номинациях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая женская роль». Последнюю награду получила Фрэнсис МакДорманд не только как актриса, но и как продюсер. Первый «Оскар» среди женщин-режиссёров получила Кэтрин Бигелоу в 2010 году.
Сегодня мы становимся свидетелями трансформации киноиндустрии под представительниц прекрасной половины человечества. Становится обыденностью, что фильмы про сильных героинь собирают огромную кассу, персонажам-женщинам сольные проекты, такие как «Марвеловская Черная Вдова», Фуриоса из «Безумного Макса: Дорога ярости» или не очень удачный проект про «Харли Куинн». Женская повестка проникает во все жанры кино.
Хрупкие девушки становятся главными героинями боевиков, фантастических фильмов. И в это направление активно вкладываются деньги, снимаются новые картины.
Многим этот тренд не нравится. Люди говорят, что в жизни так не бывает. Нет связи с реальностью. Других просто будоражит избыточная «фем-повестка» в киноиндустрии. Хотя, если вспомнить историю кино, то и раньше были сильные героини вроде «Зены – королевы воинов» или Элен Рипли, которая сражалась практически в одиночку с инопланетными монстрами в ряде фильмов «Чужой». Но всё это было на уровне штучного товара. Однако, помимо «засилия» героинь в кинотворчестве последних лет идёт и активное продвижение женщин-режиссёров, выделяется финансирование под их проекты. Сейчас на первый план выходит именно женская режиссура. И она становится актуальнее мужской.
Женщины и сами задают повестку в киноиндустрии. В этом мы убедились, когда вышел ряд картин на тему «харассмента» или домогательства на рабочем месте со стороны условных Харви Ванштейнов. К таким кинолентам относится «Скандал», «Ассистентка», мини-сериал «Самый громкий голос» и другие. Хоть это и временный тренд, но сам факт его возникновения в доминирующей маскулинной повестке был бы под вопросом.
Женский взгляд в кинематографе – особенный. Многие наивно, полагают, что их удел снимать романтические комедии с «розовыми соплями». Есть разное кино. Но женщины делают очень смелые и драматичные картины. В них порой и незаметен присущий прекрасной половине человечества меланхоличный и духовный язык киножестов. Вспомните картину Кэтрин Бигелоу «Повелитель бури». Это жесткий и драматичный триллер о подразделении военных сапёров. После просмотра у зрителя остаётся сильное впечатление от киноленты.
Женщины умеют делать брутальное кино ни чуть не хуже их коллег-мужчин. Вспомните «На гребне волны», который затем стал римэйком для серии «Форсажей». Они берутся за смелые идеи и воплощают их. Например, фильм шотландки Линн Рэмси «Тебя здесь никогда не было». Достаточно кровавая картина о переосмыслении таксистом своей жизни. Это очень сильный проект с интересным киноязыком. И таких примеров множество, потому что всё больше женщин получают всё больше прав снимать своё кино.