Главное

Школы России должны перейти на пятидневку

Ольга
Кодина
Директор «Многопрофильного лицея им 202-ой воздушно-десантной бригады» г. Хабаровска Ольга Кодина об инициативе Валентины Матвиенко:

На днях председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила о необходимости перевести всех школьников России на пятидневную учебную неделю. Это было по-разному встречено в обществе, так как у этой идеи есть и плюсы, и минусы.
Мы давно об этом говорим в нашем педагогическом сообществе. Дети действительно испытывают большую нагрузку. Хотя сейчас, в условиях противоэпидемиологических мер, стало хорошо видно, какие шаги можно предпринять, чтобы и нагрузку на ребят снизить, и в качестве учебного процесса не потерять. У нас в лицее практически 70% детей обучаются на пятидневке.
К примеру, начальная школа полностью учится 5 дней. А средние классы по субботам три недели занимаются самостоятельно, в четвертую встречаются с педагогом и отрабатывают задания по предметам развивающего цикла (ИЗО, музыка, технология и др). А вот старшеклассники всё равно вынуждены заниматься шесть дней в неделю.

По причине такой загруженности детей на учебе, а родителей на работе, полноценное общение отцов и детей зачастую сводится к 15 минутам в день. И перевод на пятидневную учебную неделю поможет решить эту проблему, но!
При переводе детей на пятидневку, соответственно, уменьшается и количество учебных часов. Мы не можем, как учебное учреждение, нарушить требования Роспотребнадзора и включить выпадающие уроки в учебные дни на другие дни недели. А учебный план при этом не сокращается, и как нам его вместить в новое количество часов?
Например, можно отказаться от некоторых тренингов и глубины проработки предметов. В общем всё то, что можно сократить в программе, но не более.
Надо в целом пересматривать программы обучения, вплоть до рекомендованных авторов учебников. А это уже не уровень школы или краевого министерства образования, это должно решаться на уровне государства.
Мы, педагоги, давно говорим, что разнообразие учебников, которое есть сейчас— это дико и неправильно. Почему бы не создать 2-3 варианта учебников, один базовый, второй углубленный, третий для тех детей, у кого возникают проблемы с усвоением материала. Таким образом, переезжая из Москвы в Хабаровск, ребенок не будет терять линию образования, которую он начал в другом городе. И почему бы авторам не интегрировать часть одних учебных предметов в другие?
Ну какая разница, какой текст разбирать по русскому языку, это ведь может быть текст и из предмета «Основы православной культуры», или «Основы безопасности жизнедеятельности»? Часть ОБЖ подойдет для разбора на уроках химии, физики, биологии и других - то есть, это можно реализовать, было бы желание. 
Безусловно, переход на пятидневную учебную неделю в РФ состоится, рано или поздно. Но это произойдет только тогда, когда вопрос серьезно проработают на уровне министерства образования страны с неформальным привлечением педагогического сообщества, а не в авральном порядке, после призыва к этому парламентариев. И я - как педагог - полностью поддержу это решение.
По теме