Главное

Измерить градус поддержки власти

Юрий
Березутский

Кандидат социологических наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией ДВИУ РАНХиГС Юрий Березутский о небывалом ажиотаже с поправками в Конституцию России.

- Сейчас никто не даст однозначного и простого ответа на то, что изменится в нашем государстве после голосования по поправкам в Конституцию, в каких аспектах улучшится жизнь граждан и что произойдёт с действующей политической системой. Не могу этого сделать и я. Скорее всего, изменения в главный закон страны действительно назрели, раз вызвали такой неподдельный интерес и общественный резонанс после их озвучивания Президентом в своем Послании Федеральному Собранию.
Моя точка зрения такова: результаты общенародного голосования, дата и пункты в бюллетенях которого ещё не обозначены, напрямую никак не повлияют на юридическое принятие или непринятие поправок в Конституцию. Для чего нужно тогда голосование? Вижу несколько причин. Во-первых, главное – это придание легитимности как власти, так и ее политических решений, связанных с изменениями основного закона страны.
Поддержка большинством россиян поправок укрепит власть и придаст ее настоящим и последующим решениям общественную поддержку. Во-вторых, это повышение информированности, образованности и правовой культуры граждан. Я не помню такого общественного интереса к обсуждению Конституции, который вспыхнул в настоящее время. Поправки сегодня обсуждают все и везде. Это тоже, считаю, важный смысл проведения голосования. И в-третьих, обсуждение Конституции и внесения в нее поправок влияет в определенной степени на консолидацию и сплочение общества вокруг значимых и судьбоносных для страны решений. 

ЭксклюзивМнения
Хабаровский юрист Михаил Слепцов о том, как в 1993 году «собирали» главный документ страны
12 декабря 2019, 09:00 0

Я вижу ажиотаж, которого давно не было в отношении Конституции России. Изменения в основной закон страны обсуждаются активно, противоречиво, с аргументами «за» и «против» отстаивают свои взгляды самые разные стороны и политические силы. Это хороший инструмент, чтобы привлечь население к участию в управлении государством, к принятию очень важных решений и к увеличению ответственности перед собой и нашим будущим, к повышению правовой грамотности граждан. И это мы с коллегами в нашем институте тоже уже успели обсудить на круглом столе сразу после выступления Президента РФ с Посланием.
Это важно, вывести изменения в поле для обсуждений, начать общественную дискуссию, тем самым не только определить целесообразность тех или иных изменений, но и измерить градус общественной поддержки власти, одобрения или протеста, наконец, определить самые волнующие общество вопросы и проблемы. Ведь посмотрите, сколько и какие разные предложения вносят различные общественные и политические структуры, инициативные граждане. 
Вот только каким оно будет, голосование? Рассматривается два варианта: за все поправки в Конституцию голосуем всем списком разом (либо «за», либо «против») или голосуем за принятие каждой поправки отдельно. Конечно, мы понимаем, что если будет голосование по каждой в отдельности из всех предложенных поправок, то они не вместятся в бюллетень. 
Сам президент предложил внести 11 поправок, а в рабочую группу, созданную для приема и обработки предложений, поступило уже более 600 идей. Но, тем не менее, считаю, что голосование за все поправки разом некорректное и неправильное предложение. Поскольку есть предложения, которые жители хотят поддержать, есть те, с которыми они не согласны. 

Хабаровский юрист Михаил Слепцов о поправках в Конституцию
21 февраля 2020, 10:00 0

Для меня есть понятные и конкретные предложения, которые я готов поддержать. Например, ввести запрет на государственную службу для высших должностных лиц государства, имеющих иностранное гражданство или вид на жительство. А есть непонятные и неконкретные пока предложения, оценить степень последствий от которых не представляется возможным.
Как можно поддержать то, что не является понятным? Это касается, например, очень важной и проблемной темы – органов местного самоуправления. Пока для меня остается не ясным, что означает «усиление взаимодействия между государственными и муниципальными органами власти»? Как эти поправки отразятся на улучшении уровня и качества жизни, обеспечении финансировании тех объемных полномочий органов местного самоуправления?
Есть в предложениях и такие, которые уже имеют свое отражение в федеральном законодательстве. Например, поправка, влияющая на уровень жизни граждан и предполагающая, что «минимальный размер оплаты труда должен быть не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения». Да, можно порассуждать на этот счет, но давно всем очевидно, что величина прожиточного минимума никаким образом не соответствует нормальному человеческому существованию, достойной жизни. Куда более правильным было бы закрепить в Конституции и раскрыть суть и конкретные измеряемые индикаторы понятия «достойный уровень жизни», которое явилось важным посылом, пять раз отраженным в послании президента страны 15 января 2020 года.
Впереди нас ждет всенародное голосование. Безусловно, считаю, что это хороший инструмент привлечения граждан к управлению страной. Рабочая группа еще трудится над окончательным документом, который вберет в себя определенный перечень поправок к Конституции РФ. Хочется надеяться на главное: поправки в Конституцию должны стать, прежде всего, изменениями, влекущими за собой качественное улучшение уровня жизни населения. Только это способно, в конечном итоге обеспечить легитимность государственной власти.

По теме