Главное

Иди и не бойся

24.07.2019
Непогодин
Михаил

Михаил Непогодин, директор центра «Грань» - о детях в палатках и абсурдных запретах:


- Все просто оглушены трагедией на Холдоми, где погибли дети.

И, конечно, все, и я в том числе, размышляют, как такое стало возможно? Что стало причиной пожара, в котором за считанные минуты сгорел лагерь? Почему палатки, которые, по идее, должны быть не горючими, вспыхнули как порох? Как там могла появиться тепловая пушка при нынешних запретах, порой абсурдных?

Вы знаете, например, что консервные банки при организации детского отдыха категорически нельзя оставлять на полу? Это же продукты, их нельзя на пол… И таких запретов – миллион.
Сейчас больше всего я боюсь, что после этого страшного случая наши чиновники, чтобы впредь обезопасить в первую очередь себя, жесточайшим образом запретят вообще все, в том числе и палаточные лагеря.

Уже и теперь практически никто не хочет работать с детьми, рисковать, столько выстроено абсурдных препонов. Что в итоге?

Дети остаются в городе на все лето, скучают, слоняются по улицам, уткнувшись в смартфоны. Это хорошо?

Когда-то детский туризм в нашей стране был массовым видом отдыха. В походы – близкие и дальние - ходили все дети. Выстраивалась целая система безопасности. Ведь чем больше людей ходит в походы, занимается с детьми, знает, как это делается, тем меньше шансов, что что-то случится.

А сейчас никто не знает толком, как организовать детский туризм. Нет массовости, организованности, а это культура, которая нарабатывается большим опытом.
Хорошо, давайте скажем, что в лес ходить нельзя, там клещи, медведи, можно заблудиться. В Амуре плавать нельзя – там течение. Сплавляться по горным рекам тем более нельзя. Да и на улицу выходить нельзя – там машины…

7bb52aa8b0b555b22816319349f4c641.jpg


Но если не ходить в тайгу, человек никогда не приобретет элементарные навыки и рискует потеряться, даже отправившись в ближайший лес за грибами.

Ребенка надо учить плавать, тогда меньше шансов, что он утонет. Его природное любопытство рано или поздно все равно приведет его к воде, к реке, к озеру. Так пусть он хотя бы знает, что такое река и на себе ощутит, что такое течение.

Подростков надо учить не только математике и русскому языку, но и приемам выживания в любой ситуации.
Пусть они ходят в горы, сплавляются по рекам, живут в палатках и ничего не боятся. Только так они будут знать, что взять с собой в поход, что там по-настоящему ценно, как действовать в тайге, если вы потерялись, а батарейка драгоценного смартфон села и вы не можете сообщить о себе.

Только там дети станут другими, сильными.

У меня опыт работы – больше двадцати лет сплавов по рекам, спуски в пещеры, длительные походы с детьми, как правило, совсем не подготовленными.

И я, взрослый человек, должен предвидеть, что там за поворотом, какие опасности нас подстерегают и быть готовыми к ним. Я понимаю, какая на мне ответственность.

И я не перестану ходить в походы с детьми, потому что знаю одно - только преодолевая себя, свой страх и свои слабости мы становимся сильнее.

И в какой-то другой жизненной ситуации можем внутренне собраться, прорваться и победить. Это, на мой взгляд, и есть главная наука в жизни.

По теме